Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (апрель 2025 года)
Автор: Трофимова Алла Васильевна, учитель музыки ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 26 лет, высшая квалификационная категория.
Воспитание гражданина, уважающего свою Родину, свой народ начинается с самых ранних лет. Огромный вклад вносит семья, за ними следуют школа, учреждения дополнительного образования.
На уроках в школе и во внеурочной деятельности ребята узнают больше о своей малой родине, о тех людях, которые защищали и защищают наше Отечество. Учащиеся начальной школы, как губка впитывают все новое: информацию, эмоции, впечатления. Очень важно педагогам помочь заложить в сознание ребят тот нравственный фундамент, который позволит взрастить настоящего гражданина, патриота.
Урок музыки эмоционален по своей природе. Музыкальный звук в тесной связи с беседой, наглядностью позволяет ненавязчиво наставлять ребят, способствуя формированию нравственной личности.
Одна из составляющих урока музыки - вокально-хоровая деятельность. Разучивание песни на уроке включает несколько этапов:
1. вступительная беседа,
2. показ,
3. анализ музыкального произведения,
4. разучивание по фразам,
5. разучивание с аккомпанементом,
6. концертное исполнение,
В работе над песней воспитательный посыл несет подготовительная беседа. В январе месяце перед разучиванием музыкального произведения я говорю с ребятами о блокаде Ленинграда.
Эх, Ладога, родная Ладога! Сколько тебе пришлось пережить! В годы Великой Отечественной войны именно ты стала нитью, спасшей тысячи ленинградцев. Ленинград, окруженный фашистами, без продовольствия, под постоянными артобстрелами смог выжить благодаря Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера.
Небольшой видеоролик знакомит ребят с документальной хроникой, звучит песня «Эх, Ладога». Она вызывает живой эмоциональный отклик. Учащиеся наперебой рассказывают о своих родных и близких, сражавшихся в годы Великой Отечественной, делятся воспоминаниями о музейных экскурсиях, увиденных фильмах. На этом этапе урока важно выслушать учащихся, а также продолжить нить урока.
Для ребят становится открытием - песню сочинили бойцы Ленинградского фронта. Тогда, осенью 1942 года, на Ладоге долго не было крепкого ледового покрова, все с нетерпением ждали открытия Дороги жизни. А фронтовая жизнь продолжалась: боевые будни сменяли минуты, иногда часы отдыха. На фронтах была даже своя армейская художественная самодеятельность. На Ленинградском фронте - небольшой струнный оркестр и хор. Бойцы репетировали, участвовали в концертах. Сейчас в это трудно поверить. Военком 526-й отдельной фронтовой роты связи, обслуживавшей ледовую трассу, Петр Богданов, сочинил текст песни. По словам автора, в них чувствовалась большая вера в победу.
Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,-
Родней дороги не найти!
В наши дни песня «Эх, Ладога!» звучит во время торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню полного снятия Блокады, 27 января.
А тогда - это был душевный порыв защитника нашего города, говорящего о величии подвига. Старшина Павел Краубнер и сержант Лев Шенберг сочинили мелодию. Уже в декабре 1942 года текст песни напечатала красноармейская газета "Фронтовой дорожник", а затем в феврале 1943 года она прозвучала на смотре армейской художественной самодеятельности Ленинградского и Волховского фронтов. За 1,5 года Ладожский красноармейский ансамбль дал около 2750 концертов, и каждый неизменно начинался «Песней о Ладоге».
Рассматривая фотографии и картины о Великой Отечественной войне, пропевая мелодию «Эх, Ладога», учащиеся вместе проживают страницы истории родного города, страны. Воспоминания родных и близких подкрепляют веру в силу и единство нашего народа.
Ежегодно учащиеся начальных классов принимают активное участие в концертах, приуроченных ко Дню полного снятия блокады Ленинграда, Дню героев Отечества, Дню Победы. Осознав и эмоционально прожив каждую строчку песни, учащиеся передают слушателям частичку своей души.
В 2023 учебном году учащиеся 3В класса с энтузиазмом создавали музыкально-литературную композицию ко Дню Великой Победы. Разучивали песни: «Священная война», «Ах, война», «В землянке» и другие. Для того, чтобы передать атмосферу происходящих на сцене событий, ребятам пришлось перевоплотиться в юношей и девушек сороковых-роковых. Было нелегко, но результат того стоил. Для ребят - это не просто опыт выступления перед зрительской аудиторией, а важная ступень в их гражданско-патриотическом воспитании.
Разучивание песни занимает несколько уроков. На первом обязательна вступительная беседа, на последующих уроках для закрепления полученной информации я использую игровые задания, интерактивные викторины и кроссворды. Это следующий этап, менее эмоционально насыщенный. Для формирования гражданско-патриотических ценностей важна самая первая встреча - встреча с песней, историей, подвигом.
В этом учебном году учащиеся 2 Б класса подготовили песню «Аист на крыше». Во вступительной беседе они вспомнили о грядущем юбилее - 80-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для ребят результатом стал диплом лауреата районного конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», для меня - слезы на глазах бабушки одной из участниц хора, слова благодарности и одухотворенные лица учеников. Так и должно быть!
Когда поём мы песни о войне,
Детей своих мы крепче обнимаем.
И цену нашей жизни твёрдо знаем.
И День Победы видится во сне! (Нина Белых)