Кронштадтская школьная лига Выпуск №30 (июнь 2024 года)
Автор: Субарнова Маргарита Петровна, ГБОУ СОШ №425 им.академика П.Л.Капица Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы, стаж работы 22 года, высшая квалификационная категория.
Подготовка к выпускному экзамену – это очень важный школьный процесс. В поисках эффективного пути подготовки учащихся у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к итоговой аттестации. За годы работы с выпускниками я я накопила достаточный опыт по подготовке к написанию сочинения по русскому языку и хочу представить свою методическую разработку.
Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Это сжатое изложение, тестовая часть и сочинение. Каждый вид этих заданий проверяет определенный набор компетенций учащихся.
Подготовка к сочинению должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Большая часть подготовки к ОГЭ осуществляется мной на занятиях по внеурочной деятельности. На них отводится по 45 минут в неделю. Программой предусмотрено 34 занятия. Уже в первой четверти начинается скрупулёзная, детальная работа над написанием сочинения-рассуждения 13.1, 13.2, 13.3, которая продолжается во второй, третьей и четвёртой четвертях. Таким образом, подготовка к написанию сочинения по русскому языку приобретает определенную системность.
Ниже представлен отработанный в течении нескольких учебных периодов алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению по типу ОГЭ.
1. Чтение предложенной цитаты.
2. Определяем основную мысль высказывания, при этом ребята задают вопрос: «Что мне, как внимательному читателю, хотел сказать автор?» Отвечая на этот вопрос, учащиеся выделяют ключевые слова текста, необходимые для написания тезиса, также ребята выясняют, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. (Девятиклассники должны запомнить, что, в конце 1-го абзаца сочинения (тезиса) ВСЕГДА должно быть предложение: «Докажу свои слова на примере текста (указать автора).
3. Чтение текста, где нужно найти 2 примера-доказательства. Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что обучающимся требуется, - проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.
4. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
5. Составляем план сочинения (каждый пункт плана — это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы). Таким образом, количество абзацев в экзаменационном сочинении - 4.
6. Написание текста, соблюдая объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов. Это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод)!
7. Когда сочинение написано, можно проверить текст на наличие орфографических ит пунктуационных ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит обязательно проверить по орфографическому словарю.
8. Можно приступать к заключительному этапу – переписывание сочинения в чистовик.
Анализ результатов показал, что проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – в процессе обучения воспитать культурного читателя, умеющего понимать смысл текста.
Особенности работы над заданием 13.1 (сочинение – рассуждение на лингвистическую тему).
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему - одно из наиболее трудных заданий экзамена, поэтому только немногие выпускники выбирают данный вид сочинения, но объяснить ребятам, как его писать, нужно обязательно.
Какие умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?
Умение чётко отвечать на заданный вопрос, рассуждая на лингвистическую тему.
Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.
Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
Умение пользоваться лингвистической терминологией.
Практическую грамотность.
Написание сочинения-рассуждения 13.1 – это одно из самых сложных заданий из ОГЭ. Чтобы предупредить возможные композиционные и логические ошибки, необходимо выстраивать систему обучения написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Мой системный подход к обучению девятиклассников писанию сочинения включает несколько этапов:
Во-первых, начинаем подготовку к сочинению на лингвистическую тему с отработки композиции (структуры) сочинения-рассуждения.
Во-вторых, повторяем теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы 5 - 9-го классов:
В-третьих, читаем и обсуждаем критерии оценки сочинений, данные в демоверсии. Хорошее знание критериев поможет ребятам постепенно овладеть умением самостоятельно оценивать уровень своей подготовки
В-четвертых, знакомимся с примерами формулировок, которые могут встретиться на экзамене.
В-пятых, прорабатываем написание сочинений-рассуждений определенного типа по плану.
Ниже приведён план сочинения-рассуждения 13.1., предлагаемый учащимся.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему должно состоять из 3 частей и из 4-х абзацев! вступления, основной части (доказательств) — 2 абзаца! - и вывода.
Вариант 1
При написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему для перехода от одного абзаца к другому можно использовать речевые клише.
1. Тезис.
Сочинение 13.1 начинаем, используя слова вопроса. Например,:
Лексические повторы играют в тексте важную роль, помогают автору полнее выразить свою мысль, обратив внимание читателя на необходимые для понимания сути текста образы». Докажу свои слова на примере текста (указать автора текста).
2. Основная часть
Во-первых, написать, о чём пример (он должен быть связан с тезисом) + сам пример из текста в виде небольшой цитаты + комментарий к нему, ОБЯЗАТЕЛЬНО связанный с тезисом.
Во-вторых, написать, о чём пример (он должен быть связан с тезисом) + сам пример из текста в виде небольшой цитаты + комментарий к нему, ОБЯЗАТЕЛЬНО связанный с тезисом.
3. Вывод. Его надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы:
Таким образом, <…> Итак, мы смогли доказать, что… (Итак, я доказал, что (см. тезис).
Работа над заданием 13.2 (сочинение-рассуждение на основе интерпретации фрагмента текста).
Задание 13.2 проверяет умение самостоятельно истолковывать (т.е разъяснять, раскрывать) смысл главного фрагмента текста.
Как правило, это предложение, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста.
По структуре сочинения 13.1 и 13.2 достаточно похожи, но имеют различный смысл.
Обратимся к композиции сочинения 13.2.
План сочинения-рассуждения:
1. Вступление. 1 абзац: Во вступлении ты должен сформулировать тезис, для этого:
• объясни, как ты понимаешь смысл фрагмента текста;
• вырази собственное отношение к содержанию высказывания (с позицией автора сложно не согласиться, если он говорит о ценности каких-либо нравственных категорий).
Смысл данного высказывания (финала текста) я понимаю так: … Автор утверждает, что … Докажу свои слова примерами из прочитанного текста.
2. Основная часть.
В основной части приведи 2 примера из текста, подтверждающие твой тезис, и прокомментируй их:
Абзац 2: Во-первых, написать, о чём пример (он должен быть связан с тезисом) + сам пример из текста в виде небольшой цитаты + комментарий к нему, ОБЯЗАТЕЛЬНО связанный с тезисом.
Абзац 3: написать,о чём пример (он должен быть связан с тезисом) + сам пример из текста в виде небольшой цитаты + комментарий к нему, ОБЯЗАТЕЛЬНО связанный с тезисом.
3. Вывод. Абзац 4: Сделай вывод, подтверждающий заданный тезис: Итак, я доказал(а), что (см. тезис).
Работа над заданием 13.3 (сочинение-рассуждение на основе ответа на проблемный вопрос, сформулированный в теме сочинения)
По структуре сочинения 13.2 и 13.3 достаточно похожи, но имеют небольшие различия. Так, в тезисе сочинения 13.3. нужно чётко ответить на заданный вопрос, а работая над доказательствами (2 и 3 абзацы), ребёнок должен подобравть два аргумента из текста или взять один аргумент из текста, а второй из жизненного опыта.
Таким образом, подготовка к написанию сочинения должна носить системный характер, опыт моей работы это подтверждает: 100 % моих учеников сдают экзамен по русскому языку без двоек, качество знаний в среднем не менее 69 %. Я делюсь своим опытом на заседаниях МО учителей-словесников школы, в которой работаю, являясь экспертом ОГЭ по русскому языку, выступаю перед учителями русского языка и литературы не только в нашей школе, но и перед учителями-словесниками района.
Для того, чтобы задания были понятны всем ученикам, нужно подробно разбирать каждый элемент заданий и первые сочинения ученики должны писать на уроке вместе с учителем. И только после того, как структура всех трёх видов сочинений будет понятна обучающимся, написание сочинений можно будет задавать на дом или ребята смогут самостоятельно писать их в классе во время урока.
Именно такой поход позволяет развивать смысловое чтение, подготовить обучающихся не только к итоговому сочинению по русскому языку в 9 классе, в также готовит учеников к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе и к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ.