Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (март 2025 года)
Автор: Першина Екатерина Валентиновна, ГБДОУ детский сад № 18, учитель-логопед, стаж 17 лет, высшая педагогическая категория
Автор: Разилова Елена Леонидовна, ГБДОУ детский сад № 18, учитель-логопед, стаж 10 лет, первая педагогическая категория
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо-
Не скудела в наши дни.
Сергей Сачко
Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. Он, красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Русский язык — это родной язык русского народа, наша история и культурные традиции.
К сожалению, сегодня мы видим какое-то пренебрежительное отношение к русскому языку. А вот учить иностранные языки модно и престижно. А ведь дети с тяжелыми нарушениями речи требуют особого подхода при обучении родному языку, тем более иностранному. И дополнительная нагрузка на восприятие, переработку и порождение речи может усугубить картину патологии. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских чувств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Именно изучение и сбережение родного языка помогает нам лучше понять свою собственную идентичность, определяет мышление, наш взгляд на мир и служит мостом между прошлым, настоящим и будущим.
Перед нами педагогами стоит задача, не только исправить нарушения, но и показать воспитанникам всю красоту, многообразие и богатство нашего языка, прививать любовь к русскому языку, учить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, вырабатывать у них внимание к своей и чужой речи.
Для решения этих задач мы проводим ряд мероприятий, которые отражены в Программе воспитания или посвящены интересным датам.
Одно из них Международный день грамотности, который отмечается 8 сентября во многих странах мира, в том числе в России.
В этот день и в нашем детском саду проходит акция с участием родителей «Говори правильно, пиши правильно, читай правильно». Родителям были предложены интересные задания «Поставьте правильно ударение в словах», «Найди и вставь пропущенную букву», «Объясни значение слова» и др. Проведенное мероприятие показало родителям, что никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать. Учить правила, читать книги, загадывать загадки.
На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь развлечение. Но это далеко не так. Загадки представляют большую ценность, так как развивают мышление, воображение, расширяют кругозор и развивают речь. Они глубоко проникли в мировую литературу и стали неотъемлемой частью культуры русского народа.
Поэтому 25 октября отмечается – День загадок. И в этот день мы активно занимались словотворчеством составляли загадки рифмовки, загадки – обманки, синквейн-загадки, кроссенсы. В помощь родителям в дистанционном формате был проведен мастер-класс «В царстве загадок»
Результатом нашей работы стало создание книжек -самоделок «Неофициальные символы России», «Загадки родного края», «Предметы народного быта».
Такое устное народное творчество развивает интерес к слову.
Не раз перед каждым из нас возникали вопросы: как пишется слово, куда правильно ставить ударение, что означает тот или иной фразеологизм? Эти вопросы часто задавали и дети. Где можно найти на них ответы? Безусловно в словаре: в орфографическом, толковом, фразеологическом, этимологическом и других.
22 ноября в нашей стране отмечается День словарей и энциклопедий. Для ребят была организована и проведена познавательная квест - игра «Слововеды», где дети подбирали слова со сходными и противоположными значениями, обсуждали значения многозначных слов, фразеологизмов и ставили ударения в словах. В ходе мероприятия у детей формировались представления о грамотной, правильной, выразительной речи, богатстве русского языка; расширялись представления о словарях.
Ребята пришли к выводу, что словари берегут язык, не позволяют забываться словам, теряться или искажать их смысл и значение.
Не стоит забывать, что грамотной речи следует учить путем примера. Если ребёнок слышит правильную речь, то приобретает навык говорить грамотно.
29 ноября ежегодно отмечается День буквы Ё. Споров о том, использовать её на письме или нет, хватает. Проблема буквы Ё — это одна из многих печальных сторон отношения к собственному языку. В этот день у нас состоялась акция «Давайте скорее расставим все точки». Она позволила ребятам, родителям и педагогам узнать интересные факты о букве. Такие как, буква Ё почти всегда под ударением, в Ульяновске есть памятник этой букве или в русском языке насчитывается 12 мужских и 5 женских имён, в полных формах которых присутствует буква Ё.
Данное мероприятие напомнило всем о важности правильного использования буквы Ё и показало, что она заслуживает особого внимания и уважения как неотъемлемая часть единого организма — русского алфавита.
Опыт работы показывает, что многие дети не знакомы с творчеством русских поэтов, писателей, а это ведь один из важнейших аспектов формирования нравственных качеств, чувства патриотизма. Поэтому мы с ребятами отправились в большое виртуальное путешествие по сказочной карте России. Наш проект так и назывался «Путешествие по сказкам».
Ребята вспомнили сказочных персонажей, узнали где они живут. Сначала это была Кострома, резиденция Снегурочки, ее ледяной дворец, который очень понравился детям. Далее был город Ульяновск, город замечательного героя сказки - Колобка! В селе Приволжское, что в Тверской области нас встречал многоголовый огнедышащий дракон. Далее нас ждала встреча с Емелей, Жар птицей, Ильей Муромцем и другими сказочными героями.
У детей повысился уровень знаний русских сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.
А еще мы убедились, что сказка - благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине.
Ещё Сухомлинский говорил, что «детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи».
Семья является фундаментом того или иного отношения к литературе, к книге в целом. 20 января стартовал очередной марафон семейного чтения и был посвящен блокаде Ленинграда. Символом марафона стал цветок. Дети познакомились с рассказами В. Карасёвой «Кирюшка». В этом сборнике десять рассказов. Они заставляют задумываться и сопереживать таким же ребятам, как и сами участники мероприятия. Рассказы помогли осознать многое, в результате этого осознания приходят и чувства благодарности героям, и понимание бесчеловечности войны, и стремление поддерживать мир на планете.
Всем известно, что в русском языке нет слов, начинающихся на Ы, а в других языках такие слова есть. Ы — относительно новая буква в нашем алфавите. Почти до XIV века не имела собственного начертания.
2 февраля отмечается праздник в честь двадцать девятой буквы русского алфавита. День буквы Ы — это замечательный повод вспомнить ее еще раз. Так как опыт работы показывает, что дети с ТНР с трудом запоминают эту букву. Поэтому мы решили исправить эту несправедливость и провести тематический день «День буквы Ы». Ребята лепили букву из пластилина, складывали из разрезных картинок, придумывали слова, в которых есть этот звук. А также изменяли значения слов с помощью буквы Ы.
Каждый человек с детства начинает говорить, мыслить, рассуждать на родном ему языке. Знание своего языка и уважение к другим делает человека умнее, добрее, культурнее. 21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка. Праздник отмечается с целью повышения знаний о языковых и культурных традициях. У нас прошла интеллектуальная викторина «Сокровища родного языка», на которой дети подбирали рифмовки, объясняли смысл пословиц, играли в различные игры такие как «Фразеологический зверинец», «Слова наоборот», «Многозначные слова».
На онлайн платформе LearningApps мы создали интерактивные задания и упражнения: «Скажи наоборот», «Парочки», «Продолжи пословицу», «Угадай слова», «Шарады» и другие. Которые помогают поддерживать интерес к родному языку.
Знания у детей о родном языке стали богаче и глубже. Ребята поняли, что интересно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени.
Ценность родного языка заключается в том, что он является средством сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений.
Такая планомерная системная работа, включающая мероприятия разной направленности, которая позволяет вовлечь всех участников образовательных отношений, дает положительные результаты в обогащении родного языка