СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (апрель 2025 года) 


Паршина М. А. Проблематика воспитания гражданина и патриота. Комплексный подход в воспитательной системе школы.

Автор: Паршина Мария Александровна, ГБУ ДО ДДТ "Град чудес" Кронштадтского района Санкт-Петербурга, методист, стаж работы 11 лет, 1 категория.

В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало и занимает ведущее положение. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Ведь школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции.

Верно утверждение, что пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Детство - это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Речь сегодня пойдет о потенциале воспитательной системы школ Кронштадта, об используемых ресурсах, средствах и пространствах с отсылкой на сильные стороны школ и возможностей районного компонента, а он у нас, безусловно, очень мощный – это наши уникальные практики, формы и методы по сохранению памяти и воспитанию личности.

В условиях становления суверенной системы образования Российской Федерации школы наполняются стратегически важными смыслами – становятся пространством лучших воспитательных практик, способствующих воспитанию патриотов, ответственных граждан с активной жизненной позицией на основе традиционных ценностей, присущих нашей стране. Для этого в каждом образовательном учреждении в последний год введены ряд новшеств, способствующих модернизации и развитию системы воспитания.

В каждой школе введена новая должность - «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». Главная задача советника – модернизация воспитательной работы в школе, в том числе через реализацию мероприятий федеральной повестки. Это прямой импульс от государственной политики до реального практического сектора, возможность всегда быть в федеральном информационном поле. Кроме того, это входная и отправная точка всей воспитательной работы образовательного учреждения, грамотно выстроенная работа которого обеспечивает всестороннее взаимодействие всех субъектов образования – педагогов, учащихся, родителей.

По инициативе советников директоров по воспитанию в каждой школе созданы и функционируют «Штабы воспитательной работы» – совещательно-коллегиальные органы управления воспитательной работой. Штаб воспитательной работы является общественным органом, проводящим комплексную работу по воспитанию, развитию и социальной защите обучающихся образовательного учреждения. Руководителем является директор школы, членами: заместитель директора по воспитательной работе, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, социальный педагог, педагог-психолог, руководитель школьного методического объединения классных руководителей, руководитель школьного спортивного клуба, заведующий отделением дополнительного образования детей (при наличии), заведующий библиотекой, заведующий музеем (при наличии), педагог-организатор и руководители детских общественных объединений. Целью работы штаба является создание целостной системы воспитания для духовно-нравственного развития детей, подростков и молодёжи, ценностного самоопределения и личностного роста.

«Центры детских инициатив» - многофункциональные пространства, открытые в каждой школе и являющиеся местом притяжения не только учащихся образовательного учреждения, но и разных сообществ, составляющих воспитательную систему школы в целом. Это место для реализации инициатив всех участников образовательных отношений: активы советов обучающихся, родительское сообщество, советы первичных отделений Российского движения детей и молодёжи «Движение первых», штабы юных инспекторов движения, спортивные, волонтерские отряды, «Орлята России», команды различных проектов, конкурсов – здесь ценят каждого.

Отдельного внимания заслуживает Программа развития социальной активности для учащихся начальной школы «Орлята России», стартовавшая в 2021 году по всей России как начальный этап воспитательной работы в образовательных учреждениях и направленный на сплочение коллектива класса, на гармоничное всестороннее развитие ребенка внутри коллектива с возможностью узнать и попробовать себя в различных активностях, дающий стимул для более сознательного выбора в средней и старшей школе. Позитивная динамика в школах Кронштадта (от 1-2 пилотных классов к полному включению всех параллелей начальной школы) говорит о грамотной совместной работе всех участников образовательного процесса на основе профессиональных учебно-методических комплексах и масштабной организационно-методической поддержке педагогов на уровне района.

Одним из самых ярких и вдохновляющих примеров вовлечения, учащихся в деятельность детских общественных объединений является стремительно развивающееся Российское движение детей и молодежи «Движение первых» на базах школ - в каждом образовательном учреждении созданы и открыты первичные отделения, курируемые советниками директоров по воспитанию и ежедневно увеличивающие численность своих активов. Для ребят существует множество возможностей: возможность приобретения ребенком (подростком) иного, отличного от ученического, социально одобряемого опыта;  организация и участие ребенка в общественно-полезной деятельности объединения;  самостоятельный выбор ребенком форм и способов своего участия в деятельности объединения через выбор программ и форм деятельности; развитие навыков командообразования и умения работать в команде; формирование чувства принадлежности к коллективу объединения; приобретение ребенком опыта реальной ответственности через процедуру отчетности за выполненное поручение; расширение позитивного социального и культурного пространства жизнедеятельности, снижающего уровень агрессии подростков и их деструктивного поведения.

Воспитательным средством все вышеперечисленные нововведения становятся именно тогда, когда их деятельность учитывает все особенности каждого из участников процесса, педагогически организована, социально и личностно значима для его участников. Это дает возможность комплексного подхода к проблематике воспитания гражданина и патриота, а значит – влиять на будущее не только каждого в отдельности, но и целой страны.