СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (март 2025 года) 


Некрасова Л. Н. Влияние народных подвижных игр на приобщение детей к истокам русской народной культуры 

Автор: Некрасова Людмила Николаевна, воспитатель, ГБДОУ детский сад №18 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 14 лет, первая квалификационная категория.

Патриотическое воспитание предусматривает формирование и развитие социального значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма является глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования нами, как педагогами реализуются несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; создание единого ядра содержание дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей  к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Цель работа педагога направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развитие физических, духовно нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств. Достижение цели обеспечивается благодаря комплексному подходу и усилий педагогов, специалистов образовательного учреждения и семей воспитанников. Методы и приемы патриотического воспитания, используемыми педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические и возрастные особенности дошкольника. Особенностью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.

И вот тут надо отметить, что в подвижных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями родного края, семьи, его окружающего мира. Подвижные игры являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни народа, быт, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением воспитанников, у них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития; исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, который является еще и средством обучения и воспитания. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Народные подвижные игры влияют на восприятие воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем спонтанность, отсутствие дидактических задач делают эти игры привлекательными «свежими» для детей. Такое широкое применение народных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождающиеся считалками, жеребьевками. Считалки, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок, например:

Тара – бара, домой пора —

Ребят кормить, телят поить,

Коров доить, Тебе водить!

Национальным богатством в формировании личности ребенка являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков – их быте, труде и мировоззрении. Эти игры являются элементами народных праздников, они имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народные игры укрепят связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.

 Русские народные игры можно разделить на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», «Филин и пташки»,«Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.

С историческим наследием с бытом русского народа, в которых отражаются повседневные занятия наших предков знакомят такие игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.

 С большим интересом современные дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, они интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Бабки», "Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр следующего раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борющаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты.

Так же нужно отметить русские народные игры, в которых принято было играть во время календарных праздников, таких как Новый год – «Бабка-Ёжка», «Два Мороза», «Скакалки», «Масло»; зимние святки – «Бабка», «Слепой козел» «Прялица», «Дедушка-рожок», «Слепая курица и чулок»; масленица – «В каравай», «Гори, гори ясно», «Пирог», «Салки», «Взятие снежной крепости; пасха – «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром»; Благовещенье – «Воробей», «Жаворонок», «Коршун»»Птички», «Пчелы»; и другие календарные праздники.

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он лично связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

 

Список используемой литературы:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 3-4с.
  2. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2011 – 4-6с
  3. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024. – 6-7с.
  4. Нищева Н.В. Растим патриотов России. Русский фольклор в воспитании дошкольников: сборник статей. 0-7 лет. ФОП ДО. ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2025. – 176с.