СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (февраль 2025 года) 


Маханова Ш. А. Роль исторического знания в формировании исторического сознания

Автор: Маханова Шолпан Адиятовна, ГБОУ СОШ №425 им. академика П. Л. Капица Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 2 года

Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В,О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

 

История – одна из древнейших наук, изучающая закономерности развития общества. При этом историческое знание — это не просто набор фактов и дат. Оно представляет собой сложную конструкцию, которая формирует наше понимание прошлого и помогает осмысливать настоящее. Его важность особенно актуальна в контексте школьного образования, когда формируется личность и мировоззрение обучающихся. Знание истории позволяет человеку понять свое место в обществе, осознать свою ответственность за происходящее вокруг. Тем самым урок истории играет важнейшую роль в формировании исторического сознания.

 

Историческое сознание — это способность осмыслять прошлое, понимать его значимость и влияние на настоящее и будущее. Это не просто знание о событиях, но и умение анализировать их, выявлять причинно-следственные связи и оценивать их влияние на развитие общества.

 

Роль исторической дисциплины в формировании исторического сознания выражается в следующем:

- в понимании исторического процесса. Историческое знание помогает нам осознать, как развивались общества, как они реагировали на вызовы времени и как изменялись под воздействием различных факторов.

- в формировании у обучающихся чувства ответственности за свое общество и государство. Изучение исторических примеров, таких как революции и социальные движения, позволяет подросткам осознавать ценности прав и свобод, а также важность гражданской активности.

- в развитии критического мышления и навыка анализа источников. Важно, чтобы ученики научились не только изучать историю, но и критически анализировать ее. Это включает в себя умение различать надежные и ненадежные источники информации, понимать контекст событий и различать факты от их интерпретаций.

- является инструментом для решения современных проблем. Подрастающее поколение живет в мире, где им придется столкнутся с глобальными вызовами, такими как изменение климата, кризисы миграции, социальные конфликты и неравенство. Знание истории позволит им лучше понимать эти проблемы и находить пути их решения, опираясь на опыт прошлого.

- в формировании культурной и национальной идентичности. Общий опыт, отраженный в истории, объединяет людей, создает чувство принадлежности к одной культуре или нации. Празднования исторических событий, памятники и памятные даты помогают сохранять и передавать коллективную память, формируя общее сознание и ценности.

- также, работа с первоисточниками, такими как письма, документы и мемуары, позволяет школьникам соприкоснуться с историей на более персональном уровне. Это способствует развитию эмпатии и пониманию, что история — это не только сухие факты, но и человеческие судьбы.

 

Таким образом, изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества.

Но знать историю – это не значит только помнить отдельные даты, события, наиболее известных личностей. Глубокое знание истории невозможно без ощущения духа времени. Прикоснуться к нему, удостовериться в ней можно по-разному. Можно побывать в известных исторических местах, посетить архитектурные сооружения. А можно иначе – через изучение биографий представителей народов, их подвигов, изучении истории Малой Родины.

 

Говоря о Великой Отечественной войне и ее героях, следует помнить, что год за годом живых свидетелей жестокого нацизма и расправы над человечеством становится все меньше. Каждый участник Великой Отечественной войны – настоящий герой, пример истинного мужества и храбрости. Не было ни одной семьи в СССР, кого не затронула Великая Отечественная война. К сожалению, судьбы тысяч людей так и остались не выясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов. В последнее время у людей часто возникают вопросы о судьбах родственников, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.

 

Добровольцев, которые занимаются поиском павших бойцов, называют поисковиками, а их деятельность, направленная на увековечение памяти погибших солдат при защите Отечества, называют поисковой деятельностью.

Поисковая деятельность представляет собой активный процесс, направленный на самостоятельное исследование и изучение исторических явлений, фактов и событий. Этот подход позволяет углубить понимание истории и формирует историческое сознание, предоставляя возможность не только воспринимать, но и анализировать информацию. А для школьников еще и актуализировать свои знания.

 

В поисковом движении выделяются два основных направления деятельности: историко-архивные исследования и поисковые работы во время полевых экспедиций. Архивный поиск направлен на решение двух задач: сбор материалов для поисковой работы и уточнение сведений о судьбах военнослужащих. Исследование происходит как в самих архивах, так и на специализированных электронных порталах, посвященных увековечению памяти солдат, погибших в Великой Отечественной войне.

 

Школьник, который решил заниматься поисковой деятельностью, открывает для себя новый мир истории Великой Отечественной войны. Историко-архивные исследования формируют у обучающихся навыки работы с первоисточниками, поиска данных на электронных сайтах, развивают у них критическое мышление. А также способствуют формированию гражданской позиции, воспитанию в них чувства патриотизма, любви к Родине и уважении к героям, защитивших страну от фашизма. Работа с архивным материалом позволяет обучающимся увидеть историю Великой Отечественной войны с новой стороны, рассмотреть за сухими фактами трагичный путь, по которому прошел советский народ в борьбе за победу в войне.

 

Помимо этого обучающиеся, научившись искать необходимую информацию на электронных поисковых порталах и сайтах, сами в определенной степени становятся поисковиками и имеют возможность помочь своим знакомым узнать судьбу родственников, павших в бою или пропавших без вести в годы войны.

Одним из способов пробудить у обучающихся интерес к истории является непосредственное соприкосновение с историческими источниками. Во время экспедиции ученики своими глазами видят места боевых действий, проходят путь, по которым более 80 лет назад шли советские солдаты, отбивая у противника каждый метр родной земли, у них есть возможность прикоснуться к предметам вооружения, личным вещам военнослужащих.

 

Каждый поисковик пропускает через себя события военных лет, по новому осмысливает свидетельства боев, проходивших на данной территории. В этом случае школьники не являются исключением: у них появляется интерес к более углубленному изучению истории Великой Отечественной войны, исследованию истории своей судьбы и поиску судьбы своих родственников, погибших и пропавших без вести в годы войны. Поисковая экспедиция воспитывает личность в подростке, гордости за себя и за свою Родину. Преодолевая трудности, он воспитывает в себе целеустремленность, желание работать и помогать, жажду активной деятельности, любознательность и честность.

 

В настоящее время остро стоит проблема искажения исторических фактов о Великой Отечественной войне. Неправильное восприятие исторических фактов разрушает преемственность поколений, которая всегда была характерна для нашей страны. Поисковая деятельность выступает одним из важных инструментов в формировании исторической памяти, способствуя более глубокому и осмысленному изучению истории, а также развитию личности учащихся. Историческая память народа определяется его отношением к своим героям. Ее сохранение и обогащение через поиск мест былых боев, обнаружение не захороненных останков павших воинов, установление имен и судеб военнослужащих способствуют прояснению малоизученных страниц истории Великой Отечественной войны, тем самым лишая любой возможности ее фальсификации.

 

Проблема сохранения исторической памяти и укрепления гражданского единства приобретает особое значение в современных внешнеполитических условиях, когда Россия живет в условиях ведущейся против нее войны, сталкивается с большим количеством внешних вызовов, угроз и вовлекается в глобальное информационное противостояние. Сохранение памяти о предках обеспечивает во многом единство общества, способствуя, таким образом, социальной стабильности и устойчивости государства.

 

В современных условиях история не только обогащает наше восприятие, но и направляет нас на пути к лучшему будущему, играет важную роль в формировании исторического сознания. Оно помогает нам понимать себя и окружающий мир, формируя национальную и культурную идентичность, развивая критическое мышление и созидая общество, основанное на уважении и понимании.

 

Список литературы:

  1. Болтырова Т.М. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации / Т.М. Болтырова // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий, 2022. – № 2 (45). –– с. 82-84. – [Электронный ресурс]. – URL: file:///C:/Users/%D0%90%D1%81%D0%B5%D1%82/Downloads/gosudarstvennaya-politika-po-sohraneniyu-istoricheskoy-pamyati-grazhdan-rossiyskoy-federatsii.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
  2. Ельчанинова, Н. А. Электронный поиск. Методическое пособие / Н. А. Ельчанинова, Е. А. Федорчук. – Оренбург, 2015. – 11 с.
  3. Котилевский, С. С. Теория и практика поисковых работ / С. С. Котилевский. – Казань: Отечество, 2006. – 230 с.
  4. Кузнецов В.И. Формирование исторического сознания как задача модернизации в современном российском обществе / В.И. Кузнецов // Гуманитарные научные исследования, 2014. № 11­. [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8382 (дата обращения: 16.0.2025).
  5. Попов, В. В. «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат…». Сохранение памяти о погибших при защите Отечества / В. В. Попов. // Военно-исторический журнал. – 2017. – № 11. – С. 4-10.