Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (февраль 2025 года)
Автор: Маханова Шолпан Адиятовна, ГБОУ СОШ №425 им. академика П. Л. Капица Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 2 года
Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В,О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».
История – одна из древнейших наук, изучающая закономерности развития общества. При этом историческое знание — это не просто набор фактов и дат. Оно представляет собой сложную конструкцию, которая формирует наше понимание прошлого и помогает осмысливать настоящее. Его важность особенно актуальна в контексте школьного образования, когда формируется личность и мировоззрение обучающихся. Знание истории позволяет человеку понять свое место в обществе, осознать свою ответственность за происходящее вокруг. Тем самым урок истории играет важнейшую роль в формировании исторического сознания.
Историческое сознание — это способность осмыслять прошлое, понимать его значимость и влияние на настоящее и будущее. Это не просто знание о событиях, но и умение анализировать их, выявлять причинно-следственные связи и оценивать их влияние на развитие общества.
Роль исторической дисциплины в формировании исторического сознания выражается в следующем:
- в понимании исторического процесса. Историческое знание помогает нам осознать, как развивались общества, как они реагировали на вызовы времени и как изменялись под воздействием различных факторов.
- в формировании у обучающихся чувства ответственности за свое общество и государство. Изучение исторических примеров, таких как революции и социальные движения, позволяет подросткам осознавать ценности прав и свобод, а также важность гражданской активности.
- в развитии критического мышления и навыка анализа источников. Важно, чтобы ученики научились не только изучать историю, но и критически анализировать ее. Это включает в себя умение различать надежные и ненадежные источники информации, понимать контекст событий и различать факты от их интерпретаций.
- является инструментом для решения современных проблем. Подрастающее поколение живет в мире, где им придется столкнутся с глобальными вызовами, такими как изменение климата, кризисы миграции, социальные конфликты и неравенство. Знание истории позволит им лучше понимать эти проблемы и находить пути их решения, опираясь на опыт прошлого.
- в формировании культурной и национальной идентичности. Общий опыт, отраженный в истории, объединяет людей, создает чувство принадлежности к одной культуре или нации. Празднования исторических событий, памятники и памятные даты помогают сохранять и передавать коллективную память, формируя общее сознание и ценности.
- также, работа с первоисточниками, такими как письма, документы и мемуары, позволяет школьникам соприкоснуться с историей на более персональном уровне. Это способствует развитию эмпатии и пониманию, что история — это не только сухие факты, но и человеческие судьбы.
Таким образом, изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества.
Но знать историю – это не значит только помнить отдельные даты, события, наиболее известных личностей. Глубокое знание истории невозможно без ощущения духа времени. Прикоснуться к нему, удостовериться в ней можно по-разному. Можно побывать в известных исторических местах, посетить архитектурные сооружения. А можно иначе – через изучение биографий представителей народов, их подвигов, изучении истории Малой Родины.
Говоря о Великой Отечественной войне и ее героях, следует помнить, что год за годом живых свидетелей жестокого нацизма и расправы над человечеством становится все меньше. Каждый участник Великой Отечественной войны – настоящий герой, пример истинного мужества и храбрости. Не было ни одной семьи в СССР, кого не затронула Великая Отечественная война. К сожалению, судьбы тысяч людей так и остались не выясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов. В последнее время у людей часто возникают вопросы о судьбах родственников, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.
Добровольцев, которые занимаются поиском павших бойцов, называют поисковиками, а их деятельность, направленная на увековечение памяти погибших солдат при защите Отечества, называют поисковой деятельностью.
Поисковая деятельность представляет собой активный процесс, направленный на самостоятельное исследование и изучение исторических явлений, фактов и событий. Этот подход позволяет углубить понимание истории и формирует историческое сознание, предоставляя возможность не только воспринимать, но и анализировать информацию. А для школьников еще и актуализировать свои знания.
В поисковом движении выделяются два основных направления деятельности: историко-архивные исследования и поисковые работы во время полевых экспедиций. Архивный поиск направлен на решение двух задач: сбор материалов для поисковой работы и уточнение сведений о судьбах военнослужащих. Исследование происходит как в самих архивах, так и на специализированных электронных порталах, посвященных увековечению памяти солдат, погибших в Великой Отечественной войне.
Школьник, который решил заниматься поисковой деятельностью, открывает для себя новый мир истории Великой Отечественной войны. Историко-архивные исследования формируют у обучающихся навыки работы с первоисточниками, поиска данных на электронных сайтах, развивают у них критическое мышление. А также способствуют формированию гражданской позиции, воспитанию в них чувства патриотизма, любви к Родине и уважении к героям, защитивших страну от фашизма. Работа с архивным материалом позволяет обучающимся увидеть историю Великой Отечественной войны с новой стороны, рассмотреть за сухими фактами трагичный путь, по которому прошел советский народ в борьбе за победу в войне.
Помимо этого обучающиеся, научившись искать необходимую информацию на электронных поисковых порталах и сайтах, сами в определенной степени становятся поисковиками и имеют возможность помочь своим знакомым узнать судьбу родственников, павших в бою или пропавших без вести в годы войны.
Одним из способов пробудить у обучающихся интерес к истории является непосредственное соприкосновение с историческими источниками. Во время экспедиции ученики своими глазами видят места боевых действий, проходят путь, по которым более 80 лет назад шли советские солдаты, отбивая у противника каждый метр родной земли, у них есть возможность прикоснуться к предметам вооружения, личным вещам военнослужащих.
Каждый поисковик пропускает через себя события военных лет, по новому осмысливает свидетельства боев, проходивших на данной территории. В этом случае школьники не являются исключением: у них появляется интерес к более углубленному изучению истории Великой Отечественной войны, исследованию истории своей судьбы и поиску судьбы своих родственников, погибших и пропавших без вести в годы войны. Поисковая экспедиция воспитывает личность в подростке, гордости за себя и за свою Родину. Преодолевая трудности, он воспитывает в себе целеустремленность, желание работать и помогать, жажду активной деятельности, любознательность и честность.
В настоящее время остро стоит проблема искажения исторических фактов о Великой Отечественной войне. Неправильное восприятие исторических фактов разрушает преемственность поколений, которая всегда была характерна для нашей страны. Поисковая деятельность выступает одним из важных инструментов в формировании исторической памяти, способствуя более глубокому и осмысленному изучению истории, а также развитию личности учащихся. Историческая память народа определяется его отношением к своим героям. Ее сохранение и обогащение через поиск мест былых боев, обнаружение не захороненных останков павших воинов, установление имен и судеб военнослужащих способствуют прояснению малоизученных страниц истории Великой Отечественной войны, тем самым лишая любой возможности ее фальсификации.
Проблема сохранения исторической памяти и укрепления гражданского единства приобретает особое значение в современных внешнеполитических условиях, когда Россия живет в условиях ведущейся против нее войны, сталкивается с большим количеством внешних вызовов, угроз и вовлекается в глобальное информационное противостояние. Сохранение памяти о предках обеспечивает во многом единство общества, способствуя, таким образом, социальной стабильности и устойчивости государства.
В современных условиях история не только обогащает наше восприятие, но и направляет нас на пути к лучшему будущему, играет важную роль в формировании исторического сознания. Оно помогает нам понимать себя и окружающий мир, формируя национальную и культурную идентичность, развивая критическое мышление и созидая общество, основанное на уважении и понимании.
Список литературы: