Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (март 2025 года)
Автор: Маковецкий Юрий Константинович, ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 1 год
История и ее изучение формирует нравственное состояние общества, позволяет на основе исторического знания улучшать будущее, избежать новых ошибок и совершенствовать настоящее. Пренебрежительное отношение к истории может привести и к крайне негативным последствиям. И это ярко проявилось в наши дни.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года сформулированы задачи обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений педагогической науки и практического опыта на основе отечественных традиций.
Воспитательным потенциалом должен обладать каждый предмет. Урок по любой школьной дисциплине является не просто формой организации образовательного процесса, он должен обладать уникальными возможностями влиять на становление личностных качеств обучающихся.
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования, согласно Федерального стандарта, являются:
Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося должны быть сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности,готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Рассмотрим на примере интегрированного урока «Информатика + История» на тему «Кронштадтский Морской завод в годы Великой Отечественной войны». Этот урок направлен на изучение роли завода в обороне Ленинграда, через призму современных технологий, в том числе 3D-моделирования. Такой подход позволяет не только углубить знания учащихся об историческом наследии, но и развить их цифровые навыки.
Урок начинается с краткой исторической справки о Кронштадтском Морском заводе, его значении в производстве военной техники и ремонте кораблей. Ребята знакомятся с интерактивной картой завода и видеоматериалами о его работе в военные годы. Это позволяет создать эмоциональную связь с историей и подготовить почву для практической части.
В качестве раздаточного материала используются заранее загруженные в локальную сеть компьютерного класса фотографии, карты и видеоролики необходимые для ознакомления и выполнения практической части, а также текстовые материалы и файлы для работы с 3D-графикой.
Основной акцент делается на практическую работу. Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых выполняет своё задание:
Все этапы работы — от знакомства с интерфейсами программ до подготовки файлов к защите — были тщательно спланированы, чтобы учащиеся могли освоить базовые принципы 3D-моделирования, работы в графических и видео редакторах. Завершающим этапом является защита проектов, где ребята представляют свои работы, объясняют выбор объектов и отвечают на вопросы.
В результате урока учащиеся не только узнали о значении Кронштадтского Морского завода в годы Великой Отечественной войны, но и научились основам работы с современными информационными технологиями, развивая навыки командной работы и интерес к истории родного края. Такой формат урока демонстрирует, как современные технологии могут быть эффективным инструментом для военно-патриотического воспитания.