Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (март 2025 года)
Автор: Липатова Марина Петровна, ГБОУ СОШ №423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы, стаж работы 26 лет
Охрана здоровья детей отнесена к приоритетным направлениям государственной политики. Этому вопросу уделено самое пристальное внимание в ФЗ "Об образовании Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ), в Концепции национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Федеральный государственный образовательный стандарт наряду с решением образовательных задач направлен на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В школе дети проводят большую часть времени, поэтому задача школы - создать благополучную здоровьесберегающую среду, где ребёнок будет себя чувствовать комфортно. Учебная деятельность должна быть построена на основе здоровьесберегающих технологий, то есть таких, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. К инновационным здоровьесберегающих технологиям относится социально-эмоциональное обучение.
Социально-эмоциональное обучение - это процесс обучения и развития социальных и эмоциональных навыков у учащихся. Оно направлено на развитие у детей понимания своих эмоций и эмоций других людей в различных ситуациях. Включает в себя следующие навыки:
1. Осознание эмоций: дети учатся распознавать свои эмоции и эмоции других людей, понимать причины их возникновения и последствия.
2. Управление эмоциями: дети учатся контролировать свои эмоции, управлять ими и использовать их в позитивном ключе.
3. Развитие социальных навыков: дети учатся общаться с другими людьми, устанавливать контакты, решать конфликты и работать в команде.
4. Развитие эмпатии: дети учатся понимать чувства других людей и проявлять к ним сочувствие
5. Развитие самооценки: дети учатся ценить себя, развивают уверенность в себе, самокритичность.
6. Развитие коммуникативных навыков: дети учатся эффективно общаться, выражать свои мысли и чувства, слушать других и понимать их точку зрения.
7. Развитие лидерских навыков: дети учатся брать на себя ответственность, принимать решения, мотивировать других и вести их за собой.
8. Развитие навыков преодоления трудностей: дети учатся анализировать ситуации, находить пути решения проблем и принимать взвешенные решения.
9. Развитие творческих способностей: дети учатся выражать свои идеи и творческие способности через различные виды деятельности, такие как рисование, музыка, танцы и др.
10. Развитие самодисциплины: дети учатся планировать своё время, организовывать свою деятельность и достигать поставленных целей.
Данная технология помогает получить информацию о самочувствии учащихся. Формирует осознанное отношение к своим эмоциям.
Приёмы
1. Регулярные опросы, чтобы понять самочувствие детей и их отношение к теме урока.
2. Создание персонажа, который демонстрирует эмоции.
3. Коллекция коротких заданий, которые способствуют развитию умственных способностей, помогают сосредоточиться на материале урока.
4. Физкультминутки, дыхательные упражнения и медитация.
Социально-эмоциональное обучение полезно не только для детей, но и для учителей. Учителя с более высоким уровнем социально - эмоциональной компетентности более эффективно управляют классом, лучше удерживают внимание учеников и повышают их успеваемость.
Каждый ребёнок порой совершает ошибки. На ошибках мы учимся. Но каждый должен чувствовать себя в безопасности. Для этого мы создаём общее пространство безопасности. Учитель поддерживает ребёнка на каждом этапе обучения. Сделаем вместе школу более счастливой и здоровой!