СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтская школьная лига Выпуск №32 (март 2025 года) 


Липатова М. П. Социально-эмоциональное обучение. Основные принципы и подходы.

Автор: Липатова Марина Петровна, ГБОУ СОШ №423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы, стаж работы 26 лет

Охрана здоровья детей отнесена к приоритетным направлениям государственной политики. Этому вопросу уделено самое пристальное внимание в ФЗ "Об образовании Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ), в Концепции национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Федеральный государственный образовательный стандарт наряду с решением образовательных задач направлен на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. 

В школе дети проводят большую часть времени, поэтому задача школы - создать благополучную здоровьесберегающую среду, где ребёнок будет себя чувствовать комфортно. Учебная деятельность должна быть построена на основе здоровьесберегающих технологий, то есть таких, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. К инновационным здоровьесберегающих технологиям относится социально-эмоциональное обучение. 

Социально-эмоциональное обучение - это процесс обучения и развития социальных и эмоциональных навыков у учащихся. Оно направлено на развитие у детей понимания своих эмоций и эмоций других людей в различных ситуациях. Включает в себя следующие навыки: 

  1. Осознание эмоций: дети учатся распознавать свои эмоции и эмоции других людей, понимать причины их возникновения и последствия. 

  2. Управление эмоциями: дети учатся контролировать свои эмоции, управлять ими и использовать их в позитивном ключе. 

  3. Развитие социальных навыков: дети учатся общаться с другими людьми, устанавливать контакты, решать конфликты и работать в команде. 

  4. Развитие эмпатии: дети учатся понимать чувства других людей и проявлять к ним сочувствие

  5. Развитие самооценки: дети учатся ценить себя, развивают уверенность в себе, самокритичность. 

  6. Развитие коммуникативных навыков: дети учатся эффективно общаться, выражать свои мысли и чувства, слушать других и понимать их точку зрения. 

  7. Развитие лидерских навыков: дети учатся брать на себя ответственность, принимать решения, мотивировать других и вести их за собой. 

  8. Развитие навыков преодоления трудностей: дети учатся анализировать ситуации, находить пути решения проблем и принимать взвешенные решения. 

  9. Развитие творческих способностей: дети учатся выражать свои идеи и творческие способности через различные виды деятельности, такие как рисование, музыка, танцы и др. 

  10. Развитие самодисциплины: дети учатся планировать своё время, организовывать свою деятельность и достигать поставленных целей. 

Данная технология помогает  получить информацию о самочувствии учащихся. Формирует осознанное отношение к своим эмоциям.

Приёмы

  1. Регулярные опросы, чтобы понять самочувствие детей и их отношение к теме урока. 

  2. Создание персонажа, который демонстрирует эмоции. 

  3. Коллекция коротких заданий, которые способствуют развитию умственных способностей, помогают сосредоточиться на материале урока. 

  4. Физкультминутки, дыхательные упражнения и медитация. 

Социально-эмоциональное обучение полезно не только для детей, но и для учителей. Учителя с более высоким уровнем социально - эмоциональной компетентности более эффективно управляют классом, лучше удерживают внимание учеников и повышают их успеваемость.

Каждый ребёнок порой совершает ошибки. На ошибках мы учимся. Но каждый должен чувствовать себя в безопасности. Для этого мы создаём общее пространство безопасности. Учитель поддерживает ребёнка на каждом этапе обучения. Сделаем вместе школу более счастливой и здоровой!