Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №26(2021 год) » Цифровые инструменты педагога в достижении образовательных целей

Холина С.А. Онлайн-обучение в эпоху цифровой трансформации

Автор: Холина Светлана Аркадьевна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», воспитатель, стаж работы 22 года, высшая квалификационная категория.

   С 2020 года мировое общество столкнулось с феноменом «пандемия», или иными словами «COVID-19». Общеизвестный сценарий развития «пандемии» во всем мире придал импульс развития таким трендам, как «онлайн-образование», «дистанционное обучение».

   Однако, история развития «цифрового обучения», на наш взгляд, началась еще с середины 1990-х годов, когда мир узнал об электронных учебниках. Данный этап можно охарактеризовать большой централизацией, которая обусловлена поставкой государством электронных учебников в образовательные учреждения. Следующий этап развития «цифрового образования» ознаменован появлением видео-хостинга YouTube, где широким спектром каналов стали публиковаться различные видео-курсы.

Приложение 1. Этапы развития цифрового развития.

   На сегодняшний день развитие цифрового (онлайн) обучения в Российской Федерации представлено, как частным, так и государственным участием. Однако следует заметить, что российское онлайн-образование представляет собой, преимущественно, контент. Кроме того, весьма характерным признаком российского онлайн-обучения является высокая конкуренция среди частных компаний между собой, а также с государственными компаниями. К примеру, в конце 2020 года «Ростелеком» и «Mail.ru Group» объявили о создании образовательной платформы «Сферум» на базе технологических мощностей ООО «В Контакте». Заявлялось, что данный проект формируется на базе федеральной программы «Цифровая образовательная среда». Проведенным анализом данной платформы, на наш взгляд, ключевым преимуществом является видеоконференция с участниками до 100 человек. Вместе с тем, дополнительным преимуществом выступает возможность авторизации через сервис «Госуслуги», а также кроссплатформенность, т.е. возможность запускать данный проект на ноутбуках, планшетах, телефонах [1].

   Конкурентами вышеуказанной платформы может выступить «Яндекс.Учебник», который может похвастаться своей аудиторией в 1 миллион 900 тысяч человек [2]. Однако, помимо численной конкуренции, обучение успешно монетизируется частными компаниями. Это и показывает открытая статистическая отчетность:

   В январе 2022 года порталом Smart-Ranking опубликован очередной статистический отчет EdTech-проектов [3]. Согласно представленному отчету по итогам 2021 года наибольшую выручку в «цифровых образовательных организациях» получила компания Skrillbox – 2 млрд рублей (прирост к предыдущему году – 100%), на втором месте опубликованного отчета Skysmart – 1.8 млрд рублей (прирост к предыдущему году – 200%), третье место за компанией Skyeng – 1.4 млрд рублей (прирост к предыдущему году – 125%), четвертое место заняла компания GeekBrains – 800 млн рублей (прирост к предыдущему году – 33%), а пятерку наиболее крупных компаний замыкает Яндекс.Практикум – 700 млн (прирост к предыдущему году – 55%). 

 

Приложение 2. Выручка крупнейших Ed-Tech компаний РФ в 2021 году

     Для определения основных особенностей развития «цифрового образования» можно проанализировать зарубежный опыт образовательных программ. К примеру, весьма интересным опытом обладает Китайская Народная Республика, где в формировании «цифрового образования» выступили топ-корпорации КНР: Alibaba, Baidu, Huawei. Указанными компаниями сформирована единая национальная онлайн-платформа, которая вмещает в себя 169 уроков по 12 предметам. Данная платформа объединила в себе 50 миллионов учеников и более 10 тысяч преподавателей [4].

   с тем, крайне успешным и эталонным по своей плавности может стать пример перехода Франции и Финляндии на «дистанционное обучение». К примеру, на территории Франции еще до «пандемии» успешно функционировал CNED «Ma classe la maison». В Финляндии, в свою очередь, в образовательном процессе активно используется финский софт (программное обеспечение) – Qridi, Classroom.

   В практике имеются и неудачные примеры, которые связаны со сбоями в программном обеспечении и его внедрении в образовательный процесс. Так, в Великобритании при активном использовании приложения Zoom, обнаружена проблема защищенности информации при использовании видеоконференции её участниками [5].

   Учитывая изложенное, можно отметить историю развития «цифрового образования» с отдельными этапами, которые характеризуются определенными признаками. Третий этап – нынешний этап, который, на наш взгляд, начался с 2020 года. На сегодняшний день развитие цифрового (онлайн) обучения в Российской Федерации представлено, как частным, так и государственным участием. Однако, следует заметить, что российское онлайн-образование представлено собой, преимущественно, контентом. Кроме того, весьма характерным признаком российского онлайн-обучения является высокая конкуренция среди частных компаний между собой, а также с государственными компаниями. Однако, на наш взгляд, законодателю необходимо увеличить регулирование и контроль за стандартами «онлайн-обучения». Образование – является ключевым направлением деятельности, которое формирует будущее поколение государства.

 

Список использованной литературы:

 

1. Что такое «Сферум»? // [Интернет-сайт «Сферум»] // Режим доступа: https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения: 01.12.2021)

2. О портале «Яндекс.Учебник» // [Интернет-сайт «Яндекс.Учебник»] // Режим доступа: https://education.yandex.ru/main/ (Дата обращения: 01.12.2021)

3. Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования // [Интернет сайт EDTECH Ru] // Режим доступа: https://edtechs.ru/#edtech-kompanii (Дата обращения: 01.12.2021)

4. Прогулка с единорогами: EdTech с инвестициями Юрия Мильнера и Джека Ма // [Интернет-сайт Российский Бизнес-Консалтинг] // Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/600183009a794735f870f416 (Дата обращения: 01.12.2021)

5. WP сообщила об утечке в сеть тысячи записей видеозвонков Zoom // [Интернет-сайт Российский Бизнес-Консалтинг] // Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e88e00c9a79479ffe141e23 (Дата обращения: 01.12.2021)