Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №26(2021 год) » Цифровые инструменты педагога в достижении образовательных целей

Куция М.Г. Особенности использования цифровых технологий в современном образовании

Автор: Куция Марина Геннадьевна, ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус», воспитатель, стаж работы 30 лет, высшая квалификационная категория.

 

   Цифровые технологии вошли во все сферы жизни общества. Их развитие открывает огромный спектр возможностей, в том числе и в образовании. Применение цифровых технологий в образовательном процессе имеет ряд преимуществ. Во-первых, повышается эффективность процесса обучения благодаря более высокой степени наглядности. Во-вторых, улучшается и становится более простым контроль за качеством образования. И, в-третьих, обучающиеся получают возможность так называемого конвертируемого образования. Навыки и умения, которые обучающиеся приобретут при работе с цифровыми технологиями, пригодятся им в будущем (1). Цифровые технологии это не только вербальные и языковые средства, но это также мультимедийные технологии. Термин «мультимедиа» имеет многозначное понятие (таблица 1).

   Таблица 1. Понятие «мультимедиа» в представлении разных авторов

Автор

Понятие

Анисимова Н. С.

«Мультимедиа – технологии, которые соединяют в себе как возможность одновременного получения образа объекта в различных информационных представлениях (графика, звук, видео), так и реализацию динамики движения, преобразования, объектов в виде анимации, позволяют решить эту задачу»

Воронов М. В.,

Пименов В. И.

«Мультимедиа – особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую информацию, так и динамическую информацию разных типов (речь, музыка, видео, анимация)»

   В настоящее время мультимедийные технологии заняли ведущее место в образовательной науке. Изначально мультимедиа только дополняли образовательный процесс (аудио, видео), сегодня же они являются основными средствами обучения. Появилось самостоятельное направление, которое называется «мультимедийное образование». Материал, преподаваемый с использованием рассматриваемых технологий, усваивается обучающимися эффективнее, чем при использовании традиционных методов обучения. Поэтому мультимедиа получили широкое распространение во всем образовательном пространстве (2).

   Еще одним преимуществом можно назвать большую скорость обработки данных, что освобождает время для педагога и обучающихся. Мультимедиа также отличаются большой вариативностью, предоставляя возможность давать учащимся различные виды информации. Такими средствами могут быть устройства записи и воспроизведения звука, видео, фотообработки, а также лазерной графики. Внедряя в образование современные технологии, мультимедиа приобретают новые программные средства обучения с новым содержанием, что положительно отражается на вариативности урока. Однако в настоящее время ряд образовательных учреждений по-прежнему не имеет соответствующего оборудования для внедрения средств мультимедиа. Ситуация объясняется и высокой стоимостью оборудования, и сложностями в эксплуатации (3).

   Многие привычные методы работы с информацией заменяются цифровыми технологиями, которые выходят на первый план, особенно широко применяясь в средствах массовой коммуникаций. Это объясняет тот факт, что подобные средства обучения быстро распространяются и везде используются. Кроме того, появляются новые дисциплины: семиология, когнитология, методология, коммуникология, а также другие синтезированные методы познания, которые основываются на них (4).

   Также меняется информационное взаимодействие в обществе, меняются методы предоставления такой информации и в образовании. Обучение на основе цифровых технологий не относится к искусственным факторам, а является результатом взаимодействия людей при производстве, обмене и потреблении информации. Существует огромный выбор форм использования цифровых технологий в образовании, основные из них:

- показ материалов, содержащих информацию в форме мультимедиа;

- исследование моделей объектов, явлений и процессов в режиме динамики;

- проектная деятельность, способствующая созданию навыков творческой деятельности и развитию навыков работы с ИКТ;

- проведение различного вида экспериментов;

-моделирование и др. (4).

   Остановимся на трех направлениях использования цифровых технологий. К первому можно отнести их непосредственное применение в самом учебном процессе. Здесь могут использованы интерактивные доски или плазменные телевизоры для вывода на них информации. Это может быть показ презентации на этапе объяснения нового материала или на этапе закрепления. Во втором направлении технологии применяются для организации самостоятельной работы учащихся и внешкольных занятий. Показ задания для самостоятельной работы на интерактивной доске повышает успеваемость и количество выполненных работ, нежели показ на обычной доске, где зачастую не всем обучающимся видно, что на ней написано. Третьим направлением является подготовка учеников 9-х и 11-х к экзаменам. Существуют официальные сайты с пробными версиями заданий, которые выступают очень хорошими помощниками при подготовке к экзаменам (5).

   Таким образом, использование цифровых технологий в обучении дает возможность обучающимся получить образование на более высоком уровне. Такие методы положительно отражаются на мотивации обучающихся, их стремлении к учебной деятельности и к самостоятельной работе. Все это повышает уровень сознательности в принятии решений при решении разных задач. Кроме того, мультимедийные технологии широко находят свое применение в организационно-управленческой деятельности педагога. В настоящее время использование компьютерных технологий в обучении актуально и необходимо. Они имеют ряд преимуществ и оказывают положительное влияние на эффективность процесса обучения.

Список источников

  1. Ахметшина, Л.В. Использование цифровых технологий в процессе обучения / Л.В. Ахметшина // Развитие человека в эпоху цифровизации: сб. статей. – Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. – 224 с.
  2. Анисимова, Н.С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства / Н.С. Анисимова. – СПб : РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 89 с.
  3. Преимущества и недостатки использования компьютерных технологий. – URL: https://infourok.ru/preimuschestva-i-nedostatki-ispolzovaniya-kompyuternih-tehnologiy-vobuchenii-2234356.html (дата обращения: 13.12.2021)
  4. Дидактические принципы компьютерного обучения. – URL: https://vuzlit.ru/560451/didakticheskie_printsipy_kompyuternogo_obucheniya (дата обращения: 13.12.2021)
  5. Воронов, М.В. Мультимедийные технологии и дистанционное обучение // М.В. Воронов, В.И. Пименов // Университетское управление. – 2000. – № 1. – С. 67-69.