Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №25 (2020 год) » Учебная деятельность (начальная школа)

Телегина Е.Ю. Шахматы как средство развития познавательной активности младших школьников

Автор: Телегина Елена Юрьевна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, стаж работы 2 года.

Развитие интеллектуальных способностей у учащихся одна из основных задач, стоящих перед образованием. Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Необходимо развивать в детях такие качества, которые помогут им успешно адаптироваться к любым изменениям. В настоящее время у выпускника не только начальной, но и средней школы, явно недостаточно развито логическое мышление. Школа, и в первую очередь, начальная школа, нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал игровой характер обучения, улучшал логическое мышление детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время, являлся бы интеллектуальной игрой.

В качестве такого предмета в начальной школе могут быть использованы и уже используются шахматы. Современное российское образование одно из первых в мире взяло на вооружение шахматы, как учебный предмет. Преимущества, которые пришли в систему образования вместе с игрой в шахматы, весьма значительны. Во-первых, как всем известно, шахматы развивают логическое, наглядно-образное и аналитическое мышление. Правила шахматной игры таковы, что ребенку необходимо продумывать все «в уме». Причем итогом этой умственной деятельности ребенка должны стать лучшие, неожиданные ходы. Эти действия помогают воспитывать креативно думающего человека, способного комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, мыслить логически. Во-вторых, хочется отметить, что будущее нашего общества невозможно без образованных, всесторонне развитых людей. В-третьих, с помощью игры в шахматы ребенок учится принимать самостоятельные решения. И здесь мне бы хотелось добавить еще одно хорошее качество, которому ребенок обучается во время игры в шахматы. Он учится самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно. В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом, шахматы учат ребенка не только логически мыслить, но и делать выводы.

В своей книге Игорь Георгиевич Сухин «Шахматы в начальной школе» отмечает, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. (1). На сегодняшний день роль шахматной культуры в жизни общества возросла. Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

  • познавательную: делает шире кругозор, учит запоминать, обобщать, сравнивать, видеть наперёд, ориентироваться на плоскости, способствует развитию изобретательности и логичности мышления;
  • воспитательную: вырабатывает выдержку, целеустремленность, усидчивость, волю, внимательность и собранность; ученик, обучающийся данной игре, начинает самостоятельно думать, становится самокритичнее, учится бороться до конца, принимать решения самостоятельно;
  • эстетическую: дает возможность радоваться красивым комбинациям, развивает фантазию, улучшает внутренний мир.
  • физическую: побуждает учащихся заниматься физкультурой, для того чтобы было больше сил и выносливости;
  • коррекционную: помогает активному ребенку стать уравновешеннее, спокойнее, помогает ученику длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.


Исходя из вышеизложенного и из специфики шахматной игры, главную цель шахмат в начальной школе можно определить следующим образом:

  1. развитие наглядно – образного мышления;
  2. развитие наглядно – действенного мышления;
  3. развитие словесно – логического мышления;
  4. развитие последовательно-логического мышления;
  5. развитие стратегического мышления;
  6. развитие тактического мышления;
  7. развитие комбинаторного мышления;
  8. развитие творческого и алгоритмического мышления (в том числе на основе моделирования);
  9. развитие способности к рефлексии;
  10. развитие памяти, в том числе оперативной;
  11. развитие внимания;
  12. развитие воображения;
  13. обучение умению учиться на шахматном материале.

Проблема развития творческого мышления настоятельно требует обновления содержания образования, создания новых моделей обучения, разработки новых учебных программ, средств и методов обучения. Все это относится не только к урочной, но и к внеурочной деятельности.  

Важной особенностью современного школьного образования является придание ему и, в первую очередь, обучению в начальной школе, игрового характера. Особенно важно применение игровых методов в начальной школе, так как известно, что ребенок легче обучается играя. Обучение младших школьников именно в игровой форме в огромной степени способствует развитию познавательной активности учащихся.

Потенциал шахмат как средства развития личности огромен. Они помогают развитию творческих способностей даже в тех случаях, когда играющий специально не ставит перед собой такую цель. А просто играет в шахматы в свое удовольствие. В книге «Шахматы как модель жизни»  тринадцатый чемпион мира  по шахматам Гарри Каспаров пишет: «Шахматы - это уникальное познавательное поле, та сфера, где наука и искусство соединяются в человеческом представлении, а затем оттачиваются и совершенствуются по мере накопления опыта».

Шахматы играют огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека. В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: «Шахматы - это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед. А, главное, воспитывают характер». 

Игра в шахматы способствует улучшению логического мышления детей, способствует изучению процесса принятия детьми решений, воспитывает ответственность за принимаемые решения. В начале учебного года я задала вопрос детям 1 класса: «Что такое шахматы»? Ответы прозвучали следующие: это игра, спорт, радость, соревнование, красота, ум, наука, искусство. Согласитесь, такие ответы многое говорят об игре в шахматы.

Сформировать и развить познавательный интерес у детей младшего школьного возраста – задача не из  простых. Дети приходят на мои занятия, имея различный уровень подготовки к игре в шахматы. Одни – не знают ничего, кроме того, что  есть такая игра. Другие – владеют достаточно хорошими игровыми навыками, умеют двигать фигуры, совершать правильные ходы. В такой ситуации, где дети имеют абсолютно разные стартовые возможности, моя главная задача – удержать интерес на протяжении всех занятий и использовать шахматы как средство развития познавательной активности младших школьников. Ребенку в 7-8 лет достаточно сложно, да и не очень интересно сидеть и слушать преподавателя о том, как называются шахматные фигуры, как они ходят, нападают, как происходит взятие и т.д.

В связи с этим свои внеурочные занятия по курсу «Юный шахматист» я провожу в непринужденной игровой форме. Игра для ребенка – это и радость, и познание, и творчество. Конечно, это не значит, что всё занятие мы только играем. Мы изучаем новый материал и ребята, которые уже владеют определенными шахматными знаниями, становятся моими активными помощниками. И далее, на этапе закрепления полученных знаний, мы в игровой форме отрабатываем изученный материал с использованием занимательного дидактического материала. Очень важно, в процессе обучения детей игре в шахматы воспитывать у них привычку к преодолению трудностей. Поэтому свои занятия я строю по следующим дидактическим принципам: от простого - к сложному, от легкого - к более трудному, от известного - к неизвестному.

Основная форма обучения игре в шахматы на моих занятиях – игровая. Методы, которые я активно применяю – словесный, наглядный и в большей степени практический с максимальным использованием дидактических игр.

Огромную помощь учителю оказывает методический комплекс материалов, состоящий из учебника, рабочей тетради на печатной основе, методических рекомендаций для учителя. В своей работе я опираюсь на учебные пособия «Шахматы в школе» Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова, издательства «Просвещение».

В методических рекомендациях описано большое количество разнообразных игр, в том числе и подвижных. Детям очень нравятся такие игры как «волшебный мешочек», «шахматная эстафета», «шахматное зеркало», «шахматная зарядка» и другие. Некоторые игры универсальные и подходят для изучения и закрепления многих тем (например, «шахматная эстафета»).

При обучении школьников игре в шахматы необходимо учитывать особенности детского восприятия. Ребенок не устанет, и интерес его не угаснет, если будет в полной мере задействован его сенсорный аппарат. Для этого в своей работе я применяю стандартную шахматную доску и шахматные фигуры, которые можно трогать, переставлять. Также на занятиях мы с детьми постоянно пользуемся магнитной демонстрационной доской и магнитными фигурами. У детей вызывает огромный интерес выйти к такой доске и самостоятельно передвинуть магнитную фигуру, совершить ей ход или даже взятие.

На своих занятиях я стараюсь осуществлять плавный переход от одного вида детской деятельности к другой, от совместной работы к парно-индивидуальной. Поэтому на моих занятиях присутствуют различные организационные формы работы с детьми: фронтальная, подгрупповая, в парах, индивидуальная.

В заключении, хочу отметить, что игра в шахматы развивает у детей не только познавательные способности, но и такие качества, как терпеливость, изобретательность, самостоятельность, внимательность, собранность. Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы являются не только игрой, доставляющей младшим школьникам много радости, но и эффективным способом их интеллектуального развития. Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра способствуют все более широкому развитию положительных качеств у ребенка. И, что особо нужно отметить, ребенок с каждым занятием начинает понимать, что он что-то можно делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. Вот так в каждом ребенке утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность.

 

Список используемых и цитируемых источников:

1. И.Г.Сухин «Шахматы в начальной школе». - АСТ; Москва, 2018

2. Г. К. Каспаров «Шахматы как модель жизни». - ЭКСМО; Москва, 2008

3. www.kremlin.ru/ «Приветствие Владимира Путина участникам и гостям чемпионата мира по шахматам». 25 ноября 2001 г.

3. В.В. Костров «Шахматы для школьников в играх и историях». - Издательский дом ПИТЕР; СПб, 2018

4. В.В. Костров «Шахматный решебник». Серия из 8 книг. - Русский шахматный дом; Москва, 2019

5. Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова «Шахматы в школе». Учебник. – Просвещение; Москва, 2019

6. Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова «Шахматы в школе». Методические рекомендации. – Просвещение; Москва, 2017