Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №25 (2020 год) » Учебная деятельность (основная и средняя школа)

Матвеева Д.Е. Индивидуализация работы со старшеклассниками в развитии познавательного интереса

Автор: Матвеева Дарья Евгеньевна, ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель, стаж работы 5 лет, первая квалификационная категория.

 

«Они сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы, и тиранят учителей...»

 (Сократ V в. до н.э.)

Молодежь с точки зрения современной социальной науки является самой динамичной социальной общественной группой. В рамках динамики внутри этой группы чаще, чем в других группах возникают именно горизонтальные социальные связи. Большую часть времени представители молодежи социализируются и интерироризируются в рамках социального института образования, где большое влияние на формирование личности оказывает социальное окружение и в первую очередь, конечно, учителя. А значит особую важность приобретают отношения, возникающие в процессе получения образования. В сегодняшней статье мне бы хотелось осветить вопрос развития познавательного интереса у старшеклассников. Кроме прочего, проанализировать мотивы, определяющие понятия «интересно» или «скучно» на уроке с точки зрения современного молодого человека и поделиться своими скромными практическими наработками по привлечению познавательного интереса у старших школьников.

Мотив №1: нравится учитель. Кто олицетворяет тот или иной школьный предмет для ученика? Конечно, учитель! А значит крайне важно наладить устойчивый контакт с каждым учеником через урок, дополнительные занятия, элективы, консультации. Несколько лет назад появилась новая возможность для индивидуализации работы в рамках написания индивидуального проекта с учеником. Мой девиз: «Я иду рядом с учеником». В старших классах такая расстановка социальных ролей представляется мне важной в рамках учета возрастной психологии и для создания положительного микроклимата в классе.

Мотив №2: я могу это применить. Приближение изучаемого к важным открытиям в науке, иллюстрация её прикладных достижений, примеры для заданий эссе по обществознанию и исторического сочинения для ЕГЭ по истории.

Занимательность и удивление рождают интерес. На уроках я часто использую примеры научных фактов, необычных ситуации или казусов, которыми можно привлечь интерес к теме в любой момент урока. Они помогут в ОГЭ и ЕГЭ, а также расширят общую эрудицию ученика.

Кроме прочего, использую в рамках урочной системы и обобщения интересные и необычные вопросы из дополнительных источников информации.  Для более широкого их раскрытия в рамках такой деятельности каждый ученик в команде либо личном зачете может себя проявить и высказаться.

Мотив №3: приближение предмета к жизни. Чтобы заинтересовать ученика я стараюсь оживить материал аудио, видео фрагментами и элементами визуализации и реальных речей и выступлений. Это также является подспорьем в подготовке ребят к выполнению 25 задания ЕГЭ по истории – портрет исторической личности, анализ исторического события.

Мотив №4: об этом говорят. Предмет/урок, как мне кажется, должен приближать ученика к важным проблемам, открытиям, достижениям в науке. Часто быть прикладным, на «злобу дня». В старшей школе, где ученики зачастую определились с выбором профессии необходимо связывать материал с практикой, ориентировать задания на полезность в решении заданий ОГЭ/ЕГЭ.

Мотив №5: это полезно для ОГЭ/ЕГЭ. Алгоритмизация классной работы, правильность составления классного конспекта развернутого или краткого в формате 28 задания ЕГЭ по обществознанию, применение схем, блоков позволяют выработать четкую систему применяемую для подготовки домашнего задания по любому предмету.

Мотив №6: могу проявить себя. Конечно, как на уроке, так и в домашнем задании должна быть смена форм деятельности и место для творчества. В рамках творческого компонента чаще всего использую: творческие эссе, интегрированные уроки, творческие групповые проекты, выступления.

С точки зрения обобщения, привлечения интереса и классного тим-билдинга подспорьем в развитии познавательного интереса выступает урок/зачет с элементами игровых ситуаций, выступлений. Например, мне для решения такого рода задач подошла форма урока-спектакля.

Мотив №7: здесь слушают мое мнение, я могу высказаться. Как известно, истина рождается в споре, а спор – это отличный способ привлечения внимания к теме урока. Достаточно использовать приближенную к жизни ситуацию для появления познавательного спора либо целых дебатов как в группе, так и в личном поединке.

Мотив №8: это легко. Очень часто случается, что устный предмет вследствие большого объема материала и необходимости его заучивания превращается в скучный. Я предлагаю ребятам варианты методов, как сделать так, чтобы материал усваивался проще, а от зубрежки они переходили к осмысленному изучению. Используем разные средства, в том числе мобильные приложения. И, конечно, иногда ребятам надо дать отдохнуть от большой урочной и постурочной нагрузки – тогда я использую визуализированные карты, игры, онлайн тесты и приложения. А в последнее время внедряю практику скайп-консультаций и элективов в рамках подготовки к ГИА.

Мотив №9: урок проходит быстро. Ну и, конечно, играем, стараюсь сделать игру по каждому блоку изучаемого материала. Вариации игр от «Свой игры», «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринга» до исторического «Версуса» (рэп-баттла по заранее заданной тематике).