СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Андриянова Светлана Анатольевна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 34 года, высшая квалификационная категория. |
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми, создаётся единый коллектив единомышленников.
Мой педагогический опыт составляет 34 года. Все эти годы я работаю учителем начальных классов. На протяжении всей педагогической деятельности патриотическое воспитание детей всегда было важным направлением моей работы.
В 2015 году по инициативе администрации школы, родителей и педагогов при взаимодействии с детским морским центром «Юный моряк» города Кронштадта на базе нашей школы открыт первый морской класс. Был разработан проект «Морской класс», целю которого является создание условий гражданско-патриотического воспитания и индивидуально-личностного развития школьников через систему обучения в морском классе.
В соответствии с целью проекта была организована особая предметно - развивающая среда класса: эмблемы, значки для каждого учащегося класса, использование элементов морской формы (тельняшки, гюйсы, пилотки), оформление помещения с морской атрибутикой (класс приобрел литер «М», а учащиеся класса стали называться «юнгашами»)
В рамках проекта разработана общеобразовательная программа морской направленности «Юнгаши», определяющая систему взаимодействия урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования по комплексному формированию гражданско - патриотических чувств младших школьников.
Основные задачи программы - овладение учащимися основ морского дела, формирование патриотических чувств посредством знакомства с историей и традициями российского флота, историей Санкт-Петербурга, историей и морскими традициями города Кронштадта.
Для успешной реализации программы в содержание учебных предметов учебного плана введены составляющие морской тематики: рассказы о море, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, связанные с морем, составление и решение задач с элементами морской тематики, изучение природы Кронштадта.
Важное воспитательное значение в учебном процессе придается внеурочной деятельности. В программе «Юнгаши» большой объем времени отводится такой деятельности как познавательные экскурсии по морской тематике. Это тематические экскурсии по улицам города Кронштадта, посещение фортификационных сооружений, Морского собора, выставки картин И. Айвазовского в Доме офицеров, посещение выставки фотохудожника Олега Зырянова, совместные с родителями прогулки в парках и скверах города. Большую роль в современном воспитательном процессе играют интерактивные технологии. Так, ребята посетили виртуальную экскурсию «Памятные места боевой славы Кронштадта», «Реки и каналы Санкт-Петербурга», «Санкт-Петербург – окно в Европу»
Огромное воспитательное воздействие на детей оказывает посещение музеев: «Музей истории Кронштадта», «Никольский Морской собор», «Музей маячной службы», «Музей-заповедник "Ораниенбаум".
Музейные экспонаты удивительным образом воздействуют на интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества личности младшего школьника. В музее учащиеся видят прошлое, имеют уникальные возможности познакомиться с подлинными документами, экспонатами, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений, почувствовать свою сопричастность времени, историческим событиям страны.
Важной составляющей в моей педагогической деятельности стала организация патриотических праздников, в которую вовлекаются все учащиеся класса. Дети сами «сотворяют» действительность праздничного выступления.
На глазах ученика рождается обстановка времени, в реконструкции которого он принимает участие. Праздники, посвящённые памятным датам истории нашей страны, нашего города, помогают детям почувствовать себя частицей своего народа, приобщиться к героическим страницам прошлого нашей Родины. В частности, проведение праздника (масштаба Кронштадтского района) «Посвящение в юнгаши» способствует приобщению детей к славным традициям Российского флота. На этом мероприятии ребята дают клятву юнгаша, что значит добросовестно учиться морскому делу, своей дисциплиной и учебой быть примером для других, свято хранить и приумножать славные традиции и обычаи российских моряков.
Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, без взаимодействия различных профильных организаций.
Проект «Морской класс» объединяет работу школы и учреждения дополнительного образования города Кронштадт – ДМЦ «Юный моряк». Совместно с коллегами центра ведется большая подготовительная работа по реализации районного проекта «Мы с вами в одном строю». Цель проекта - сохранение исторической памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны, воспитание чувства сопричастности и гордости за героическое прошлое нашего народа, славных героев – юнг Балтики. За время реализации проекта «Морской класс» «юнгашам» отведена почетная роль - 9 мая с портретами юнг Балтики «юнгаши» торжественно возглавляют шествие колонны «Бессмертного полка» Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
«Юнгаши» принимают активное участие в различных районных мероприятиях. Это «День Адмирала», «Безопасное колесо», «Красный. Жёлтый. Зелёный», «Я люблю тебя, Россия!», сетевой проект « Каждому овощу своё место», «С юбилеем, Кронштадт!». Проект учащихся «Моя родина- Россия» стал победителем конкурса проектов «Я люблю тебя, Россия» в Кронштадте.
В 2019 году в рамках проекта «Морской класс» состоялось совместное мероприятие коллективов морского класса ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района и ГБОУ СОШ №301 Фрунзенского района «Морская фрегата» (игра по станциям). Ученики принимали участие в программе «Мы малыши, но мы в тельняшках». Мероприятие состояло из теоретической и практической частей. Ребята показали на высоком уровне знания морской терминологии. Умело, быстро и сплочённо выполнили работу в группе, проложили путь кораблю, прочитали морскую карту.
У младших школьников понимание родины начинается с семьи, с людей, которые его окружают с детства. Поэтому важным условием патриотического воспитания является включение родителей в эту деятельность. Родители учащихся - полноправные участники образовательного процесса. Совместная деятельность детей и родителей заставляет бережнее относиться к семейным традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у взрослых.
Ведущим видом деятельности младших школьников является игра, поэтому патриотическое воспитание детей этого возраста невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. В образовательной и внеурочной деятельности широко используются игровые программы, такие как «Морское путешествие», «День кока», «Кронштадт - мой любимый город», «Моряки и морячки», «Морская семья».
Ещё одна форма работы, которую я активно использую для реализации проекта «Морской класс» - коллективная творческая деятельность учащихся класса. На протяжении всего обучения ребята готовят и создают проекты: «Города России», «Форты Кронштадта». В процессе коллективной творческой деятельности дети приобретают собственный опыт взаимодействия, ответственности каждого за общий результат. Умелая и обдуманная организация общих дел, при выполнении которых младшие школьники могут проявить себя, является хорошей основой формирования классного коллектива, воспитания социальной активности, становления личности.
Таким образом, патриотическое и гражданское воспитание в рамках проекта «Морской класс» - это организованный и непрерывный процесс интеграции основного и дополнительного образования, который воздействует на сознание, чувства, волю учащихся.
На этапе развития учащихся в начальной школе проект «Морской класс» был реализован в полной мере как экспериментальный проект, показав высокие достижения учащихся в образовательной, внеурочной и дополнительной образовательной деятельности.
В 2019-2020 учебном году администрация школы по инициативе родителей будущих первоклассников приняла решение о продолжении традиции создании нового «Морского класса».
Несмотря на юный возраст, ребята - «юные морячки» активно включились в работу. Велась большая подготовка совместно с ДМЦ «Юный моряк» к районному празднику «Посвящение в юнгаши-2019». В конце октября учащиеся 1 «М» класса в торжественной обстановке получили звание «Юнгаши - 2019». Наставниками первоклассников стали учащиеся 5 класса, бывшие «юнгаши», ныне отряд «Юнфлот».
С января 2020 учащиеся, родители и педагог готовились к проекту «Письмо победы». Цель проекта: формирование у учащихся гражданской активности, воспитание патриотизма, привитие любви и сопричастности к судьбе своей малой Родины. В ходе реализации проекта участниками было создано несколько продуктов: альбом в творческой форме с фотографиями бабушек, дедушек и тематическими рисунками; был организован концерт с выступлениями детей класса; оформлены фото стенды. Идея проекта «Морского класса» активно реализуется.
Опыт моей работы был представлен на различных районных семинарах, городских форумах:
- районный семинар в ДМЦ «Юный моряк» (тема выступления: «Патриотическое воспитание младших школьников в условиях создание Морского класса» - ноябрь 2017 года);
- районные Педагогические чтения (тема выступления: «Социальное партнёрство, как условие и создание Морского класса» - апрель 2018 года);
- районный семинар в ДМЦ « Юный моряк» (тема выступления: «Формирование личности моряка-гражданина в условиях создания Морского класса» - март 2018 года);
- Петербургский международный образовательный форум SPIEF 2019 (тема выступления: «Формирование личности моряка и гражданина при реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Юнгаши» в морском классе).