Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №2 (июль 2012 года) » Одаренные дети

М.В.Федорова. Особенности работы с одаренными детьми в процессе филологического образования.


Автор: Фёдорова Мария Владимировна, ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга,
учитель английского языка, стаж работы - 8 лет, первая квалификационная категория.


  Современная система языкового образования основана на антропоцентрическом принципе, где ребенок становится ключевым звеном в образовательном процессе, а именно «выдвигается в ранг субъекта учебной деятельности и субъекта межкультурной коммуникации». (Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - 2006) В связи с этим меняются не только роль учителя, но и функция ученика, который оказывается в довольно сложной ситуации, т.к. ему необходимо проявить личностную инициативу для решения коммуникативно-познавательных задач. Таким образом, функция учителя сводится к развитию у учащихся самостоятельной коммуникативной деятельности для реализации коммуникативных намерений и задач.
  Антропоцентрический принцип языкового образования как процесса, по словам Гальсковой, предполагает развитие личности в целом, как ее некогнитивных аспектов (эмоциональных характеристик, воли и др.), так и интеллектуальных (когнитивных), которые, прежде всего, проявляются в языке и исследуются через язык.
  В современном обществе возникает потребность в человеке, способном синтезировать и анализировать поступающую информацию, то есть в человеке творчески мыслящем. Одной из главных задач современного образования является выявление и воспитание одаренных и талантливых детей, однако в силу особенностей учебного процесса такие дети часто остаются без внимания.
Талантливый ребенок имеет определенные (очевидные или скрытые) предпосылки к осуществлению успешной учебной деятельности. Однако, такая способность может проявляться только в одной области, что может создать впечатление, что такие дети ничем не отличаются от своих сверстников.
  Но, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты - высокая любознательность, исследовательская активность, иногда болезненное восприятие нехватки информации или недостаточное стимулирование со стороны учителя ученической активности.
  Одаренные дети требуют к себе индивидуального и дифференцированного подхода, который определяется целями и задачами курса школьного предмета. Разные формы работы с одаренными детьми обуславливают выбор занятий – от факультативов до олимпиад или научно-практических конференций. Основная сложность при работе с такими детьми – это большая занятость учеников, которая не позволяет в полную силу вовлекать в научно-познавательный процесс. Стоит отметить, что учащиеся посещают не только один-два кружка/факультатива, но и вовлечены в разнообразную внешкольную деятельность (музыкальная/художественная школа, занятия танцами и т.д.). Однако четкая постановка цели и задач делает работу с талантливыми детьми плодотворной и интересной, позволяет не только ученикам демонстрировать свои умения и навыки, но и учителю, который выступает в роли помощника.
Установление партнерских отношений помогает учителю более точно понять психологические и индивидуальные особенности детей, скорректировать методическую работу с ними, а также наметить долгосрочную работу, которая позволит учителю совместно с учениками добиться значительных результатов.
Так, например, у учеников часто возникает неуверенность в своих силах, знаниях, что мешает им принимать участие в олимпиадах или научно-практических конференциях. Однако стоит отметить, что творческие конкурсы, которые направлены на повышение мотивации изучения, в частности, английского языка, выявление и развитие творческих способностей, а также создание условий для стимулирования интереса к исследовательской деятельности, являются залогом успешного развития одаренных детей.

  В феврале-марте проводился всероссийский сетевой конкурс «Sloganeering», который был направлен на развитие творческих способностей при переводе слоганов с английского языка на русский. В конкурсе принял участие только один ученик, Гаврилик Дарья, 9 «м» класс, 422 школа, хотя о конкурсе было объявлено заранее в 9-11 классах. В результате, Даша заняла третье место, что было отмечено дипломом победителя 3 степени. В одной из бесед Даша отметила, что не надеялась победить, для нее главное было участие в конкурсе, проявить свои творческие способности. Но стоит отметить, что к переводу Даша подошла творчески, что позволило ей занять одно из призовых мест.

  В марте на базе 425 школы была проведена научно-практическая конференция, где участие приняла ученица 10 класса 422 школы Бажанова Анастасия. Тема исследования «Учет гендерных особенностей при переводе художественного текста (на материале сказки О. Уаилда «Счастливый принц») была сложная, что потребовало от ученицы изучение научной литературы из области языкознания, переводоведения, оригинальной литературы и, что самое главное, Бажанова Настя сумела провести сопоставительный анализ двух художественных переводов разных авторов, определить языковые неточности в переводах и проследить на примере, как автор использует трансформацию для передачи точного смысла. Во время написания исследовательской работы Настя обозначила для себя новую тему, которая может быть исследована в следующем году. Приятно было отметить, чем больше Настя работала над темой, тем больше работа ее интересовала.

  В заключение хотелось бы сказать, что работа с одаренными детьми требует от учителя тщательной подготовки, заинтересованности этой деятельностью, готовности сотрудничать вместе с учеником, умения выслушать точку зрения, а иногда и умения тактично это мнение скорректировать.