Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №23 (декабрь 2017 года) » Основная школа

А.А. Кималова, З.В. Лексина, Е.Е. Тарасова. Проектная работа в урочной и внеурочной деятельности в рамках социальных практик


Автор: Кималова Анастасия Алексеевна, учитель информатики и экономики ГБОУ СОШ № 425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 25 лет, высшая квалификационная категория.


Автор: Лексина Зоя Васильевна, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 28 лет, высшая квалификационная категория.


Автор: Тарасова Елена Евгеньевна, ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района
Санкт-Петербурга, учитель информатики, заместитель директора по информационному обеспечению школы,
стаж работы 26 лет, высшая квалификационная категория.


В Концепции модернизации содержания общего образования предлагается «использовать в образовательном процессе различные формы социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций».

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, а значит опыт, приобретённый в начальной школе, формирует успешную личность в старших классах. Поэтому вовлечение школьников в социальную практику с целью развития их потенциала является приоритетным направлением в любые времена. Обратим внимание, что под социальной практикой мы подразумеваем вид деятельности школьника, направленный на приобретение позитивного социального опыта, в котором он получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. При построении воспитательной системы Школы мы исходим из того, что естественной потребностью ребенка является потребность в успехе, под которым мы понимаем осознаваемое этим ребенком общественное признание собственных достижений. Таким образом, воспитательная система должна способствовать созданию комфортной образовательной среды, в которой ребенок будет ощущать себя активным участником и творцом школьной действительности, личностью, способной реализовать свой потенциал и добиться успеха в рамках образовательной системы.

Сегодня воспитательная система школы находится на этапе стабильного функционирования. Происходит процесс упорядочения структурных компонентов, совершенствования коллективных традиций, интеграции учебного и внеучебного процессов. Школьный коллектив становится воспитательным коллективом, уровень творчества детей и взрослых – выше, школа имеет определенный статус в районе и в Санкт-Петербурге. В школе создан комплекс условий, обеспечивающий функционирование и развитие системы воспитательной работы.

Цель воспитательной работы: обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.

Задачи:

  • становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
  • приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы;
  • развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции школьников;
  • создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
  • создание условий для развития отношений, заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

Для реализации поставленных задач разработан общешкольный социальный проект «Вместе в будущее», основные направления которого отражают индивидуальные воспитательные проблемы и потребности классных коллективов.

Гражданско-патриотическое направление: школьный волонтерский проект «От сердца к сердцу». Цель проекта: сформировать достойного гражданина и патриота России, нетерпимого к любым проявлениям насилия и произвола, человека честного, чувствующего неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, ответственного, своими конкретными делами помогающего своей стране стать сильнее и богаче.

В школе традиционно уделяется большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Работа по этому направлению проводится планомерно и системно: исследовательско-краеведческий проект «История Отечества»; клуб «Краеведов». Учащиеся 6-7 классов, юные экскурсоводы, знакомят учащихся младших классов с историей нашего города во время пеших экскурсий и во время виртуальных экскурсий. Свои знания ученики могут показать в игре «За семью печатями» или во время создания мини-проектов домов «Архитектурные стили», в районных краеведческих играх по истории города, проводимых морским центром клуб «Юный моряк», музеем истории Кронштадта. Ежегодно около 90 экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам организовывают учителя для учащихся и их родителей. За последние годы ребята посетили города: Псков, Новгород, Москву, Великий Устюг, Тулу, Валаам, Карелию.

В связи с возрастанием государственного статуса праздника Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне невозможно обойти вниманием тему воспитания патриотизма и гражданственности на материале этой, не теряющей актуальности, трагической и героической страницы нашей страны. Одна из оправдавших себя форм работы – встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, а также военнослужащими, воевавшими в «горячих точках», которые охотно проводят беседы с учащимися. К празднику Победы ежегодно выпускаются поздравления-приглашения, которые изготавливает актив Совета старшеклассников совместно с учащимися школы (акция «Открытка»). Традиционными стали концерт к Дню Победы, тематические композиции «Огненные версты войны», «Детство, опаленное войной», «И помнит мир спасенный», «Суровая муза войны», «Поклонимся великим тем годам», «Печали свет»… Военно-спортивные игры, туристско-краеведческие походы, военизированные эстафеты, социальные и патриотические акции, митинги и экологические десанты, «Вахты памяти», слеты активистов, интерактивные игры и театрализованные представления стали неотъемлемой частью работы по гражданско-патриотическому направлению.

Проект «Школьный музей». Руководитель музея с ребятами занимается изучением музейного дела, архивами школьного музея, готовит экскурсии по музею для учащихся школы, ветеранов, участников районных и городских семинаров.

Волонтерское объединение «Наше будущее в наших руках». В основе любого волонтерского движения принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. В рамках этого движения ребята представляли наш район на городском туре деловой игры «Верить! Творить! Жить!» среди школ Санкт-Петербурга, принимали участие в городских проектах, связанных с помощью престарелым, детям-сиротам, брошенным животным, заняли первое место в районе с экологическим проектом «Сделаем Кронштадт лучше». Активное участие в движении волонтёров способствует личностному росту, развитию будущих профессиональных навыков, получению навыков социального проектирования и организаторской работы. Ребята становятся наставниками для своих сверстников, учащихся младших классов. Их инициативу и участие в волонтерском движении поддержали и продолжают учащиеся других классов школы.

Художественно-эстетическое направление: детско-творческий союз «Один+1+1+1...». Цель проекта: обучение, воспитание и развитие учащихся средствами различных видов изобразительного, музыкального и танцевального искусства, декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей учащихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.

Традиции – это то, чем сильна любая школа, то, что делает ее неповторимой, особенной, родной для детей и педагогов. Традиционными стали в нашей школе праздники: «День Знаний», «Последний звонок», День учителя, «Неделя добрых дел», Масленица, «День Победы», «Прощание с начальной школой», «Посвящение в пятиклассники» и др. Надо отметить, что все праздники готовятся силами учащихся и их родителями. Они организовываются и проводятся, в том числе и для дошкольников микрорайона, для воспитанников социального центра, детей коррекционной школы, для центра социального обслуживания пожилых людей.

В рамках детско-творческого союза «Один+1+1+1...» в школе действует Совет старшеклассников. Он является добровольной самодеятельной общественной организацией школьников. Деятельность детской организации многогранна. Участие школьников в управлении делами школы рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовка их к жизни в демократичном обществе, потому что в современном обществе востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не бояться брать на себя ответственность, т.е. обладать позицией лидера.

Социально-правовое направление: информационно-познавательное объединение «Неформат». Цель проекта: обучение учащихся правовой культуре, формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.

Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, преподавателям – интересно учить, а администрации – интересно управлять всем этим. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное – найти общее дело. Это вполне естественно, так как одной из важнейших задач образования как раз и является овладение основами наук. Предлагается сделать этот процесс более активным, мало того - личностным! Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом. Обеспечить эти условия призвана специальная структура – школьное научное общество. В нашей школе с 2007 года работает школьное научное общество «Толбухин маяк». Традиционно ежегодно проводится ученическая научно-практическая конференция, где выступают с докладами по определенной тематике не только учащиеся нашей школы, но и школ района.

Физкультурно-спортивное направление: проект «Мода на полезные привычки». Цель проекта: всестороннее физическое развитие обучающихся, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий любимыми видами физической культуры и спорта, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.

Проект «Мода на полезные привычки», по которому школа работает совместно с психологическим центром, имеет четыре основных направлений деятельности:

  1. Предметная деятельность: уроки биологии, ОБЖ, классные часы «Урок здоровья», праздники здоровья – проводимые старшеклассниками для учащихся начальной школы, игра по станциям «За здоровый образ жизни» проводимая для 5-х классов на базе психологического центра, тематические занятия в Экологическом центре, в музее «Мир воды» (Санкт-Петербург).
  2. Спортивная деятельность: физкультминутки, соревнования и спартакиады, семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», посещение крытого катка, аквапарков в Санкт-Петербурге, президентские соревнования, спартакиады, ежегодное участие школьников и педагогов в празднике спорта «Женская десятка», туристко-экологические походы.

Научно-просветительская деятельность: формирование навыков жизни здорового человека: беседы, лекции, родительские конференции, проводимые специалистами Педиатрической Академии, экскурсии в Музей гигиены, сотрудничество с международным экологическим центром «Биллон».

Духовно-нравственное направление: социальный проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся 5-9 классов «Азбука добра»; социальный проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Добро – это ты! Добро – это я! Добро – это общая наша Земля». Цель проекта: приобщение подростков к миру добра и красоты посредством педагогически организованной деятельности на основе ценностей отечественной духовной культуры; побуждение к нравственному поведению (служение Отечеству), развитие нравственных чувств (любви и веры, сострадания, долга).

Для реализации конкретных задач, способствующих патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, педагогами разработаны данные проекты.

Инновационный потенциал проектов состоит в их востребованности и реалистичности, в способности непосредственно влиять на управление качеством образовательного процесса. Проекты дают возможность корректировать успешность процесса, ситуацию управляемого и контролируемого развития, ориентированного на социальные ожидания.

Учащиеся приобретут более прочные знания, умения, навыки, наряду с опытом социальной активности, что особенно важно! Учителя будут стимулированы к разработке и внедрению новых технологий, приемов и способов взаимодействия с учащимися; полученный результат обучения усилит мотивацию к повышению квалификации. Родители будут уверены в безопасной, успешной, комфортной среде обучения, развития, воспитания; будут готовы к сотрудничеству со школой, воспринимать образование как инвестиционный процесс.

Инновацией воспитательной системы в нашей школе является самостоятельный выбор классным коллективом любого проекта по данным направлениям. Когда очевидна заинтересованность ребят в коллективном творческом деле, когда они добиваются хороших результатов в процессе работы в проекте, тогда это является стимулом для участия в проекте других классных коллективов.

Педагогический коллектив вправе отобрать и согласовать те замыслы, которые значимы для большинства участников педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), и на этой основе определить цели воспитания своего ОУ. Именно такой уровень профессионализма позволяет коллективу единомышленников создать в конкретном образовательном учреждении систему воспитания.

« Предыдущая статья