Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №21 (июнь 2017 года) » Технологии деятельности педагогов дополнительного образования

Н.Я Балабанова. Использование психологических особенностей детей при обучении игре на музыкальном инструменте


Автор: Балабанова Наталия Яковлевна, педагог дополнительного образования хоровой студии «Созвучие», объединение «Фортепиано», ДДТ «Град чудес», стаж работы 38 лет, высшая квалификационная категория.


Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывающая насквозь все века и эпохи, все религии и национальности музыка является общедоступным языком, состоящим из универсальных компонентов. Музыка возвышается над всеми слоями населения независимо от доходов, социальной принадлежности и образования. В работах первого общепризнанного теоретика музыки древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Пифагор установил в качестве первого – воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей.

Основа музыки – звук. И как звук надо научиться слушать и слышать, видеть его побуждения и стремления, научиться влиять на его направленность. Не менее важно педагогу научиться слушать и самого себя, свое внутреннее состояние, корректировать свою работу на основе глубоких психологических знаний. Особенности обучения хоровой студии «Созвучие» - это комплексное обучение, основанное на межпредметной связи объединений – хор, сольфеджио, музыкальная литература, музыкальный инструмент. В данном случае – фортепиано, а также знакомство с электронными инструментами такими, как синтезатор, что дает возможность расширить музыкальный кругозор по слушанию музыки и исполнению разными методами, и стилями. Занятие на инструменте стали скорее музыкальной терапией по снижению напряжения после занятий в школе.

Особенность обучения – предварительный набор без специального отбора, т.е. все желающие, что дает возможность формировать и развивать творческие музыкальные способности. Кроме того - активное участие в концертной деятельности и

сочетание в коллективе разновозрастных детей от 6 до 17 (по программе).

Основные цели обучения:

  • Гармоничное развитие способностей ребенка через занятие музыкой;
  • Адаптация ребенка в коллективной деятельности;
  • Развитие практических навыков игре на фортепиано.

Необходимо учитывать, что при обучении детей игре на инструменте возникают трудности, они вызваны следующим:

Отсутствием инструмента дома у большинства детей.

Разными способностями ученика, что требует дифференцированный подбор репертуара, а репертуар-это основа результата.

Небольшая продолжительность занятия 1 час в неделю – это 4 занятия в месяц.

Таким образом, педагогу по музыкальному инструменту необходимо в короткий срок приобщить к музыке, обучить практическим навыкам детей, имеющим дефицит времени. Обучить при этом высокопрофессионально.

Правильно организовать игровой аппарат, научить понимать структурные закономерности музыкального языка и самостоятельно работать с музыкальным текстом. Главный акцент ставиться на музицирование, исполнение популярной музыки, песен, подбор по слуху, игра в ансамбле.

Привить любовь к сценическим выступлениям: это фестивали, малая филармония, музыкальные тематические вечера. Каждое выступление в радость и удовольствие!

Видеть, как приятно для окружающих их умение играть на фортепиано. Это служит мотивацией к интересу к учебе, усердию.

Многие родители отмечают повышение успеваемости в общеобразовательной школе. Умение ценить время, находить путь к самообучению, самопознанию и развивать другие способности. Воздействие музыки неограниченно. Для одних детей это музыкотерапия, арт-терапия, релаксация после перегрузки в занятиях, для других – это путь к самовыражению, самоопределению выборе профессионального пути:

25 учащихся на отделении фортепиано–выпускников разных лет выбрали свой путь связанный с музыкой, культурологией, дизайном и т.д. А те из них, кто поступил в технические вузы (Иванько Ю. 2003-2004 учебного года, Маньковская А. 2005-2006 года выпуск, Бочкарева Л. 2008-2009 года выпуска) считают, что только музыка помогла им добиваться поставленных целей, терпению и трудолюбию.

Обучающийся Трохимчук А. впоследствии успешно закончил джазовую филармонию Университета кино и искусства, Выпускница 2015-2016 года Майчикова Т поступила на фортепианное отделение музыкального училища имени Римского-Корсакова.

Из опыта работы: дети нового поколения 2005-2007 годов рождения стали больше стремиться заниматься игрой на фортепиано, хотя «игра» в их понимании – это как игра в игрушки, машинки и т.д. Конечно, им приходится сталкиваться с трудностями обучения, однако через игровые приемы, привыкание к инструменту, желание музицировать остается. Результат – это не только дипломы международных конкурсов, это благоприятное психологическое и душевное состояние, коррекция дефектов речи (заикание), зрения и пр. С одной ученицы инвалидность была снята, так как вследствие игры на фортепиано у нее улучшилась моторика пальцев левой руки.

Знаменитый пианист – педагог Г.Нейгауз писал о том, что власть музыки над человеческими умами была бы необъяснима, если бы не коренилась в самой природе человека.

Выводы.

Десять причин почему надо обучать детей музыки:

  • Играть – это следовать традиции
  • Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину;
  • Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности;
  • Музыка и язык – близнецы-братья;
  • Музыка структурна и иерархична;
  • Музыкальные занятия развивают навыки общения;
  • Занятия музыкой приучают «включаться по команде»;
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей»;
  • И наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

Педагогический процесс многомерен и многогранен. Важнейшим фактором успешной учебы детей является эмоциональная атмосфера урока. Важно учитывать темперамент ребенка, его склонности, использовать дух соревнования, силу коллектива, игровые методики и инновации. Но знание психологических особенностей детей позволяет сделать занятие результативным.

Ссылка на презентацию Презентация