СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Балабанова Наталия Яковлевна, педагог дополнительного образования хоровой студии «Созвучие», объединение «Фортепиано», ДДТ «Град чудес», стаж работы 38 лет, высшая квалификационная категория. |
Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывающая насквозь все века и эпохи, все религии и национальности музыка является общедоступным языком, состоящим из универсальных компонентов. Музыка возвышается над всеми слоями населения независимо от доходов, социальной принадлежности и образования. В работах первого общепризнанного теоретика музыки древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Пифагор установил в качестве первого – воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей.
Основа музыки – звук. И как звук надо научиться слушать и слышать, видеть его побуждения и стремления, научиться влиять на его направленность. Не менее важно педагогу научиться слушать и самого себя, свое внутреннее состояние, корректировать свою работу на основе глубоких психологических знаний. Особенности обучения хоровой студии «Созвучие» - это комплексное обучение, основанное на межпредметной связи объединений – хор, сольфеджио, музыкальная литература, музыкальный инструмент. В данном случае – фортепиано, а также знакомство с электронными инструментами такими, как синтезатор, что дает возможность расширить музыкальный кругозор по слушанию музыки и исполнению разными методами, и стилями. Занятие на инструменте стали скорее музыкальной терапией по снижению напряжения после занятий в школе.
Особенность обучения – предварительный набор без специального отбора, т.е. все желающие, что дает возможность формировать и развивать творческие музыкальные способности. Кроме того - активное участие в концертной деятельности и
сочетание в коллективе разновозрастных детей от 6 до 17 (по программе).
Основные цели обучения:
Необходимо учитывать, что при обучении детей игре на инструменте возникают трудности, они вызваны следующим:
Отсутствием инструмента дома у большинства детей.
Разными способностями ученика, что требует дифференцированный подбор репертуара, а репертуар-это основа результата.
Небольшая продолжительность занятия 1 час в неделю – это 4 занятия в месяц.
Таким образом, педагогу по музыкальному инструменту необходимо в короткий срок приобщить к музыке, обучить практическим навыкам детей, имеющим дефицит времени. Обучить при этом высокопрофессионально.
Правильно организовать игровой аппарат, научить понимать структурные закономерности музыкального языка и самостоятельно работать с музыкальным текстом. Главный акцент ставиться на музицирование, исполнение популярной музыки, песен, подбор по слуху, игра в ансамбле.
Привить любовь к сценическим выступлениям: это фестивали, малая филармония, музыкальные тематические вечера. Каждое выступление в радость и удовольствие!
Видеть, как приятно для окружающих их умение играть на фортепиано. Это служит мотивацией к интересу к учебе, усердию.
Многие родители отмечают повышение успеваемости в общеобразовательной школе. Умение ценить время, находить путь к самообучению, самопознанию и развивать другие способности. Воздействие музыки неограниченно. Для одних детей это музыкотерапия, арт-терапия, релаксация после перегрузки в занятиях, для других – это путь к самовыражению, самоопределению выборе профессионального пути:
25 учащихся на отделении фортепиано–выпускников разных лет выбрали свой путь связанный с музыкой, культурологией, дизайном и т.д. А те из них, кто поступил в технические вузы (Иванько Ю. 2003-2004 учебного года, Маньковская А. 2005-2006 года выпуск, Бочкарева Л. 2008-2009 года выпуска) считают, что только музыка помогла им добиваться поставленных целей, терпению и трудолюбию.
Обучающийся Трохимчук А. впоследствии успешно закончил джазовую филармонию Университета кино и искусства, Выпускница 2015-2016 года Майчикова Т поступила на фортепианное отделение музыкального училища имени Римского-Корсакова.
Из опыта работы: дети нового поколения 2005-2007 годов рождения стали больше стремиться заниматься игрой на фортепиано, хотя «игра» в их понимании – это как игра в игрушки, машинки и т.д. Конечно, им приходится сталкиваться с трудностями обучения, однако через игровые приемы, привыкание к инструменту, желание музицировать остается. Результат – это не только дипломы международных конкурсов, это благоприятное психологическое и душевное состояние, коррекция дефектов речи (заикание), зрения и пр. С одной ученицы инвалидность была снята, так как вследствие игры на фортепиано у нее улучшилась моторика пальцев левой руки.
Знаменитый пианист – педагог Г.Нейгауз писал о том, что власть музыки над человеческими умами была бы необъяснима, если бы не коренилась в самой природе человека.
Выводы.
Десять причин почему надо обучать детей музыки:
Педагогический процесс многомерен и многогранен. Важнейшим фактором успешной учебы детей является эмоциональная атмосфера урока. Важно учитывать темперамент ребенка, его склонности, использовать дух соревнования, силу коллектива, игровые методики и инновации. Но знание психологических особенностей детей позволяет сделать занятие результативным.
Ссылка на презентацию Презентация