Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №19 (декабрь 2016 года) » Общее образование

Е.Ю. Терешенко. «Игротека - оптимальная игровая среда начальной школы»

Автор: Терешенко Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №425 им. академика П.Л. Капицы, стаж работы 6 лет, первая квалификационная категория.

 

«Без игры не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

 «Учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности» (Я.А. Коменский). Радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции – это то, что движет сознательным учением. Перед каждым учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Необходимо стремиться создавать такую атмосферу на уроке, о которой так замечательно написал великий педагог К.Д. Ушинский: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно». Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с педагогом создавали, творили урок или занятие, на котором они – главные деятели. Ведь, не только и не столько знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, социализироваться в обществе.

Одно из важных и актуальных требований к современному обучению – формирование и повышение учебно-познавательной мотивации учащихся. Одним из путей решения этого вопроса является применение современных педагогических технологий, среди которых особое внимание уделяется игровым технологиям. В младшем школьном возрасте ребёнок перестраивается с игровой деятельности в учебную деятельность, которая становится основной. И этот переход очень сложен для него. Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. Главное содержание мотивации в этом возрасте - «научиться учиться». Основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда будет сформирован интерес к знаниям, поэтому одна из задач учителя - сформировать к концу младшего школьного возраста мотив-интерес. Здесь главными педагогическими приёмами являются игровые технологии, которые совмещают в себе и учитывают возрастные особенности, познавательные способности и интересы детей.

Кроме того, в связи с развитием инклюзивного образования, особое значение игровые технологии имеют в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С их помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Игровая форма занятий создаётся на уроках и классных часах при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игру можно использовать не только на различных этапах урока, как отдельный момент, но и как урок или занятие в целом: путешествия, викторины, конкурсы…

Разработаны целые системы физкультминуток. Существуют физкультминутки с учётом вида урока, с учетом ограниченного пространства, направленные на развитие речи, воображения, внимания и мелкой моторики кистей рук. Нередко ребята самостоятельно проводят динамические паузы, и даже с удовольствием придумывают свои физкультминутки.

Игровые технологии важный элемент и уроков русского языка. Задача учителя в том, чтобы не просто создать условия для формирования ЗУН, но и привить интерес и любовь к родному языку. В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках русского языка возникает вопрос, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В этом помогают творческие задания и игровые приемы, особенность которых состоит в том, что их можно использовать на разных этапах урока. Очень популярны такие игровые упражнения: «Третий лишний», «Полслова за вами», «Шифровальщики», «Алфавит вокруг нас», «Рассказ (предложение) по опорным словам», «Наборщик» и др.

Опыт использования игровых технологий представлен на уроках математики. На каждом уроке есть возможность применить игровой элемент, цель которого развитие логического и нестандартного мышления. Чаще всего используют игры в начале урока (для эмоционального настроя и бодрости): «Найди лишнее число», «Магические квадраты», «В две руки*», «Угадай», «11 палочек». Познавательными и интересными получаются уроки в нестандартной игровой форме (уроки-путешествия).

Уроки по литературному чтению и окружающему миру также не проходят без применения игровых ситуаций. В 1 классе ребята в восторге от работы на уроке чтения с таблицей «Звукобуквоград», по которой можно создать сказку, и каждый урок дополнять её своими историями, пропевая слоги. Живыми получаются уроки-путешествия и уроки с инсценированием: произведений или отношений в природе. Игровые элементы на уроках чтения и окружающего мира применяются, в первую очередь, в начале урока: кроссворды, ребусы, игры: «Найди лишнее», «Угадай сказку (животное)», "Фантазия-картинка", «Продолжи…». Замечательны уроки обобщения и закрепления в форме игр-викторин и «Поля Чудес».

Таким образом, игра - незаменимый рычаг умственного развития ребенка в тесной связи с другими видами учебной работы. Игровые технологии в урочной деятельности чаще всего применяют на таких этапах урока, как устный счёт, речевые разминки, словарная работа, актуализация знаний и рефлексия. Игра может проходит в форме индивидуальной работы, работы в парах или работы в группах. Главное правило, которому необходимо следовать – «Ни дня без игры». Очень важно, что игровые элементы помогают с замкнутыми и стеснительными, робкими детьми, которые в игре становятся более активными, способны раскрепоститься и проявить инициативу. Кроме того, в связи с внедрением ЭОР, дети с огромным удовольствием познают новый материал, обобщают и закрепляют ЗУН через обучающие игры на интерактивной доске.

Особую роль игровые технологии выполняют во внеурочной деятельности, содержание которой – это, прежде всего, единство игровой и познавательной сферы. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков. Необходимо помнить, что задания во внеурочной деятельности носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер, поэтому использование игр необходимо: «Опиши животное», «Угадай произведение», «Сочиняем сказку», «Узнай» и др.

Любая внеклассная работа также связана с игровыми технологиями, которые применяют в воспитательных целях: праздники и классные часы («Прощание с Азбукой», «Учись учиться», «Мамин день», «День смеха» и др.).

К достижениям моего класса, я считаю, можно отнести рождение традиции - в последний день каждой четверти мы собираемся своей школьной семьей в круг, который они сами назвали «Круг дружбы». И здесь я следую простому правилу: «Главное - гармония в семье. Важное - в простой игре» (Ю.Б. Гиппенрейтор). Начинаем мы с того, что все с огромным удовольствием делятся своими самыми яркими впечатлениями за четверть. А потом, конечно, мы играем в предложенные мной игры или в игры, которые подготовили или даже сочинили сами ребята. После такого общения мы расходимся на каникулы, заряженные положительной энергией.

Что даёт применение игровых педагогических технологий?

  • Преодоление трудностей в усвоении учебного материала, положительные эмоции и энергию, возрастающий интерес к предметам;
  • Активизация познавательной деятельности;
  • Развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • Повышение учебно-познавательной мотивации, а значит повышение и качества обучения
  • Успешность во всем.

Значение игры невозможно исчерпать или переоценить. При включении в ситуацию игры интерес учеников к учебной деятельности возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным и понятным, значительно повышается работоспособность, ребятам комфортно учиться. Игра помогает не просто оживить уроки, способствует развитию элементов творчества и формированию универсальных учебных действий, но и помогает создать такую атмосферу, в которой невозможно не выучиться. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Но следует отметить, что во всем должна быть своевременность и мера: в одних условиях игра нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. С увеличением объема информации мы порой пренебрегаем игровыми ситуациями, забываем о естественной потребности ребенка - о потребности в игре, которая необходима ему для раскрытия своей личности, своего потенциала. Задача каждого учителя - научиться не просто правильно использовать игру на уроках, а изучать игру в постоянно меняющемся мире, поскольку она имеет огромное значение для развития ребенка. Как отметил А.С. Макаренко – «хорошая игра похожа на хорошую работу».

Практическая значимость моего труда состоит в том, что я с удовольствием делюсь личным опытом и разработками со своими коллегами в школе, в жизни и на сайте. Хочу представить вашему вниманию некоторый систематизированный опыт – «Игротека - оптимальная игровая среда начальной школы», (https://infourok.ru/igroteka-optimalnaya-igrovaya-sreda-nachalnoy-shkoli-1348949.html),

В завершение хочу добавить: Верьте в успех! Создавайте успех! Цените успех!

« Предыдущая статья