Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №19 (декабрь 2016 года) » Дошкольное образование

С.А. Корсакова. Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний, норм и правил взаимодействия с живой и неживой природой через познавательно-исследовательскую деятельность.


Автор: Корсакова Светлана Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 18 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 1,5 года, первая квалификационная категория.

 

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский

Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом экологии.
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет познавать окружающий мир, относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОУ.
Целью моей работы стало формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с живой и неживой природой через познавательно-исследовательскую деятельность.

Реализовать цель мне помогло решение следующих задач: 
- Формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. 
- Развитие эмоциональной отзывчивости и разнообразия переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, способность восхищаться красотой природы, любопытство, удивление, сопереживание, сочувствие.
- Формирование познавательной активности, практических и творческих умений экологического характера, навыки природоохранной деятельности, пропаганды среди родителей экологических знаний, приобщения их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

В своей работе я следовала педагогическим принципам:
- научность;
- доступность; 
- гуманистичность; 
- интеграция; 
- системность;
- преемственность.

Для успешной реализации поставленных задач, мною была создана развивающая предметно-пространственная среда:
- уголок природы – где у детей формируются первоначальные навыки ухода за растениями;
- исследовательский уголок, в котором наши «Почемучки» проводят разные опыты и исследования, устанавливают причинно-следственные связи и фантазируют, экспериментируют;
- «Чудо-дерево», на котором живет Мудрая Совушка. Каждое утро она встречает ребят интересной загадкой или проблемной ситуацией, предлагает разгадать ребус или продолжить логическую цепочку. На этом «Чудо – дереве» растет все: и цветочки, и листочки, и рисунки, и картинки. Оно - многофункциональное.

Достигнуть результативности и эффективности в работе по заданной теме, мне помогали правильно выбранные и организованные формы взаимодействия с детьми:
- экологические экскурсии; 
- КВН, аукционы, марафон, викторина «Поле чудес» и т.д;
- экологические акции; 
- лаборатория юного эколога; 
- экологические выставки и экспозиции; 
- дни экологического творчества; 
- экологические сказки; 
- зеленый патруль; 
- проекты; 
- экокалендарь; 
- взаимодействие с местными музеями; 
- экологические игры (дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры). 

Кроме того, в процессе длительной работы, мной были разработаны и реализованы различные проекты, такие как:
- «Птицы родного края»;
- «Огород – круглый год»;
- «Березка-русская краса».

Хочу отметить, что для эффективного средства запоминания информации, полученного в ходе проектов, мы с ребятами изготавливали лэпбуки. Это, своего рода, дошкольная мини-энциклопедия, сделанная своими руками. Дети с удовольствием используют их в свободной игровой деятельности.

Я также привлекала родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в мероприятиях ДОУ. Благодаря их помощи и поддержке, личному участию и личному примеру, мы формируем у детей экологическую грамотность и экологическую культуру.

Формы взаимодействия с родителями и детьми были самые разные:
- экологические акции; 
- экологические выставки и экспозиции; 
- проекты;
- экскурсии; 
- выставки.

Важнейшим условием в развитии познавательной активности детей стала «Экологическая тропа», созданная на территории детского сада. С её помощью можно обращать внимание на обычные объекты природы, которые ребенок созерцает ежедневно, но интереса к ним не проявляет. Как говорил известный эколог, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование». Итак, я предлагаю прогуляться по нашей территории…
«Лесная тропинка» - здесь мы с ребятами попадаем в настоящих небольшой лес, где можем наблюдать за богатой коллекцией деревьев, сегодня их насчитывается более девяти видов (береза, клен, сосна, ель, рябина, каштан, тополь, черемуха, ясень). Где по весне расцветают ландыши, растения, занесенные в Красную книгу, а в летний период мы знакомимся с лекарственными растениями.
«Рокарий» и «Альпийская горка» - «дружба» камней и цветов. Здесь мы с ребятами, не только наблюдаем за растениями, но и имеем возможность за ними ухаживать. 
«Аллея поколений» -  этой аллее уже 10 лет.  На ней растут деревья, посаженные выпускниками 418 школы, теми, кто когда-то, посещал наш детский сад.  Каждый  год  они сажали 1 дерево, вот и выросла  целая аллея. «Пасека»- здесь у ребят формируется представления о мире насекомых, о пользе их не только в природе, но и в жизни людей, мы ведем вместе беседы на тему «Как появляется мед». Ребята могут видеть, что такое улей, как выглядит пчела, у нас на объекте представлены садовые скульптуры пчел. Мы обсуждаем такие вопросы, как оберегать насекомых в природе.
«Тропа здоровья» - название данного объекта, говорит само за себя, здесь мы особое значение уделяем развитию здоровья детей в любое время года. Осенью у нас скандинавская ходьба, зимой мы с ребятами катаемся на лыжах, а летом прыгаем по пенечкам, проводим игры эстафеты.
«Птичий городок» -  у нас в саду есть замечательная традиция, проводить акцию «Покормите птиц зимой». Мы вместе с родителями изготавливаем и размещаем деревянные кормушки на невысокие специальные столбы для того, чтобы обеспечить удобный подход детям. Ребята с удовольствием приходят в птичью столовую приносят с собой хлебные крошки, семечки, кусочки сала, крупу, чтобы позаботиться о пернатых друзьях.
«Фруктовый сад» - в нем растут яблони и вишня, у детей есть прекрасная возможность наблюдать и подмечать сходства и различия между деревьями. Каждую весну мы белим известью стволы фруктовых деревьев, защищая их от вредителей.
«Метеостанция» - оборудована солнечными часами, термометром, флюгером (показывающим направление ветра), дождемером (прибором для измерения количества осадков), и даже снегомером. Мы наблюдаем за природными явлениями, пользуясь доступными простыми приборами, помогающими определить погоду.

На природе мы проводим квесты – игры и игры-путешествия, досуги и праздники и просто отдыхаем, любуясь ее красотой.
Говоря о результатах своей деятельности, я могу с уверенностью сказать, что мне удалось решить много важных задач, прежде всего:
- сформировать элементарные экологические представления о природе;
- развить познавательную активность, положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе. Ребята эмоционально откликаются и готовы помочь;
- вовлечь в воспитательно-образовательный процесс родителей, которые из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера уважения.
Важно помнить, что раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Задача педагогов и родителей подвести его к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранить и приумножить её красоту.

Литература:
1. С.Н. Николаева. «Юный эколог», «Методика экологического воспитания дошкольников»;
2. Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»; «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика»;
3. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»;
4. Рыжова Н. А. «Экологические игры в детском саду».