Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Здоровьесозидающая деятельность как составляющая качества образования

И.Ю. Азизова, Е.В. Фадеева. Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся: опыт и перспективы экспериментальной работы педагогического коллектива общеобразовательной школы. (статья опубликована в мае 2016 года)


Автор: Азизова Ирина Юнусовна, ГБОУ СОШ№ 309 Центрального района Санкт-Петербурга, методист, к.п.н., стаж работы – 30 лет.



Автор: Фадеева Елена Владимировна, ГБОУ СОШ№ 309 Центрального района Санкт-Петербурга, заместитель директора по УВР, стаж работы – 11 лет.

 

XXI век инициирует проблему качества как приоритетное направление во всех областях социальной сферы, включая образование. Качество человека, качество окружающей среды, качество жизни – ключевые ориентиры инновационного подхода в образовании в целом и образовании для устойчивого соразвития природы и общества – в частности.

В данном контексте культура здоровья может стать системообразующим основанием оптимизации качества жизни через механизмы достижения нового качества образования.

Культура здоровья – это часть общей культуры человека и общества, связанная с целенаправленным достижением состояния физического, духовного и социального благополучия, которое характеризуется степенью адаптации к окружающей природной и социокультурной среде.

Культура здоровья обучающихся понимается в нескольких смыслах: медицинском (все показатели здоровья детей), психолого-педагогическом (образовательная среда, направленная на формирование и развитие культуры здоровья), социально-экономическом (питание, активная деятельность, отдых) и др. Данные смыслы в своей совокупности входят в смысловое поле опытно-экспериментальной работы общеобразовательной школы как здоровьесберегающей системы.

Такое функционирование системы обеспечивается за счет рациональной организации урочной, внеклассной, внеурочной образовательной деятельности, психолого-реабилитирующей, духовно-просветительской, спортивной и других видов деятельности, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального благополучия учащихся.

Данная цель достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива, психологической и медицинской служб школы над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения физического, интеллектуального утомления, психологического напряжения, укрепления нравственного и духовного здоровья учащихся.

Тема опытно-экспериментальной работы ГБОУ СОШ № 309 Центрального района СПб: «Формирование культуры здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы».

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в создании педагогической системы школы, обеспечивающей развитие культуры здоровья учащихся.

Задачи опытно-экспериментальной работы предполагают:

определение условий достижения состояния физического, духовного и социального благополучия детей и подростков; вычленение элементов педагогической системы, обеспечивающих формирование культуры здоровья обучающихся, которое определяется их адаптацией к окружающей природной и социокультурной среде;

создание модели здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, функционирование которой обеспечивается согласованной работой корпуса высококвалифицированных педагогов, а также специалистов в области психологии и медицины; системообразующим элементом модели выступает цель ОЭР образовательного учреждения;

обеспечение единства процессов обучения и воспитания, учебной, внеучебной, духовно-просветительской и другой деятельности за счет их направленности на формирование культуры здоровья учащихся;

обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся школы, способствующего организации максимально комфортных для личности условий обучения и формирования культуры здоровья личности.

В ходе двух этапов ОЭР были разработаны продукты, готовые к использованию в практической деятельности образовательных учреждений.

К ним, прежде всего, относятся методические разработки.

Рассмотрим методические разработки уроков:

К серии уроков по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики», модуль «Основы православной культуры» (4, 5 кл.) были разработаны: программа, учебное пособие с постраничными комментариями, поурочное планирование, набор презентаций, комплект проверочных работ. Пособия для школьников включают священный текст, новые слова, поясняющие вопросы, историческую справку, иллюстрации, толкования текста, произведения художественной культуры (тексты, помогающие создать личностную интерпретацию), задания, поля для записей.

По предмету «Окружающий мир» была создана методическая разработка обобщающего урока по разделу «Мы и наше здоровье» для учащихся 3 класса, включающая технологическую карту урока, тестовые задания к нему.

Лауреатом районного тура IV городского фестиваля уроков учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Петербургский урок» в 2014/15 учебном году; лауреатом IV городского фестиваля уроков учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Петербургский урок. Работаем по новым стандартам» в 2014/15 учебном году стала методическая разработка интегрированного (биология – физика – технология) урока по теме «Звук в природе». Данная разработка включает технологическую карту урока, инструктивные карточки, фрейм «Звуки в природе», рефлексивные листы.

По предмету литература в 5 классе была подготовлена методическая разработка урока «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Тематическая группа: пословицы и поговорки о здоровом образе жизни».

Продукты опытно-экспериментальной работы включают также разработки внеклассных воспитательных мероприятий, например, классного часа «Интернет и я» для учащихся 8 класса, такие разработки включают мини-лекции, диагностические материалы (тесты), раздаточные материалы для дискуссий, игр (для раскрепощения участников, коммуникативного сближения).

Учителя физической культуры в рамках внеклассной работы подготовили методическое обеспечение: сценарий спортивного праздника, посвященного Дню рождения спортивного клуба «Сокол-Симаргл»; сценарии внутришкольных спортивно-массовых мероприятий.

Педагоги-экспериментаторы подготовили разработки тематических родительских собраний "Компьютерная зависимость", "Детский телефон доверия".

Коллектив общеобразовательной школы серьезное внимание уделяет разнообразным проектам, направленным на формирование культуры здоровья детей.

К таким проектам относятся:

Проект «Развитие зависимости» (особенности аддиктивного поведения личности и способы его преодоления) для учащихся 10-х классов. К разработкам по данному проекту относятся технологическая карта; конспект экскурсии в многопрофильный медицинский центр «Ювента»; презентация «Развитие зависимости»; методические разработки выездного тренинга.

Международный проект совместно с гимназией им. Песталоцци г. Родевиш, Германия «Диалог за трапезой. Бабушкины рецепты» разработан для учащихся 10-х классов: продуктом данного проекта стала выпущенная на двух языках «Поваренная книга», в которой проиллюстрированы особенности национальных кухонь, в которых заложены принципы здорового питания; анкеты; видеофильм.

Проект «Математика питания» был разработан для учащихся 8, 9 классов: методическая разработка проекта включает технологическую карту, анкеты для диагностики «экологического сознания» учащихся (Модифицированная методика Дерябо и Ясвина ЭЗОП);

Особым проектом стала организация работы редакционно-издательского отдела школьной газеты «Эпиграф» для учащихся 10 класса социально-гуманитарного направления, занимающихся по совместной с факультетом журналистики СПбГУ программе.

В рамках опытно-экспериментальной работы школы были подготовлены и опробованы программы и методические разработки для дополнительного образования:

программа «Петербургские встречи (художественно-краеведческая мастерская)»;

разработка серии занятий по разделам: «Мир живого города»; «Удивительный Санкт-Петербург»; «Блистательный Санкт-Петербург»; «Самые, самые…»; «Район, в котором я учусь» (экскурсия «Ямская слобода»); к данным занятиям подготовлены конспекты экскурсий, маршрутные листы, таблица «Характеристика исследуемых сооружений», рефлексивные листы;

программы спортивного клуба (по карате «Сётокан» для учащихся 7 – 16 лет; по настольному теннису «Пинг-Понг» для учащихся 12 – 16 лет; по ОФП «Силач» для учащихся 12 – 16 лет, по баскетболу «Мой друг - мяч» для учащихся 12 – 16 лет, по футболу «Кожаный мяч» для учащихся 10 – 13 лет).

Результативность опытно-экспериментальной работы оценивается с помощью психолого-педагогической диагностики.

Диагностика мотивации к здоровому образу жизни в ходе опытно-экспериментальной работы показала, что у школьников преобладает ценностное отношение к своему здоровью, такая личностная позиция отражает базовые (терминальные) ценности человека (позитивная динамика по сравнению с 2013-14 уч. г., когда ценность ЗОЖ не попадала в число доминирующих ни в одном классе); представление о личном здоровье коррелирует у школьников с представлением сохранения экологического состояния окружающей среды; понимание необходимости следования нормативам ЗОЖ выражено у школьников ярче, чем их фактическое соблюдение.

Диагностирование отношения школьников к своему здоровью показало, что среди показателей отношения детей к своему здоровью преобладают средние и выше среднего с тенденцией роста в соответствии с их взрослением (позитивная динамика по сравнению с 2013-14 уч.г., когда фиксировалось преобладание средних показателей вне зависимости от возраста учеников).

Более 1/3 прошедших анкетирование «Выявление зависимости от сети Интернет среди учащихся» школьников (7-11 классы) находятся в группе риска по формированию интернет-зависимости, испытывая потребность в использовании сети ежедневно или даже почти постоянно. Большинство молодых людей отрицает влияние интернета на коммуникативную сферу. Применительно к влиянию интернета на учебную деятельность преобладают положительные оценки. По вопросу влияния интернет-технологий на здоровье преобладает нейтральная оценка, но в 40% случаев встречается умеренно-отрицательная.

Диагностирование ценностей духовной культуры личности школьников в общей структуре их жизненных ориентиров показало, что у школьников доминируют ценности, связанные со здоровьем и саморазвитием. Более 50% испытуемых оценивают их как «очень важные» для себя лично. На третьем месте по значимости находятся ценности общения. По сравнению с данными, полученными в 2013-2014 уч. гг., повысилась значимость ценностей, связанных с приобщением к достижениям науки и культуры, а также с наличием возможностей для отдыха. Наивысшие оценки получили группы ценностей (саморазвитие, общение, забота о здоровье). Школьники готовы принять на себя ответственность именно в тех сферах жизни, которые воспринимают как наиболее важные для себя лично. По мере взросления прослеживается тенденция как к повышению общей оценки значимости предлагаемых жизненных ценностей, так и к тому, что они осознают больше способов их достижения (сходная тенденция с 2013-2014 уч. гг.).

Диагностирование самооценки здорового образа жизни для родителей учащихся (модифицированная анкета И.Ю. Абросимовой, 2010) показало, что в оценке образа жизни, даваемом родителями, преобладают средние показатели (53%); оценить образ жизни как безусловно здоровый можно в 26% случаев.

В целом, такую картину можно рассматривать как благоприятную, хотя в оценке образа жизни сохраняется и значительный ситуативный элемент: в некоторых аспектах образ жизни является здоровым, но под влиянием средовых обстоятельств возможны отклонения.

На третьем, заключительном этапе ОЭР планируется произвести итоговое оценивание результативности ОЭР. Планируется дальнейшее развитие учебно-методической базы, реализующей задачи формирования культуры здорового образа жизни. Большое внимание уделяется необходимости мотивированного роста квалификации педагогов в организации условий для укрепления здоровья учащихся и формирования культуры здорового образа жизни. Будет продолжаться развитие системы психологической, педагогической, информационной и организационной поддержки субъектов образовательного процесса. Педагогический коллектив школы, представители администрации, психологической и медицинской служб готовы к трансляции опыта экспериментальной работы.