СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Хуциева Виктория Валерьевна, методист по опытно-экспериментальной работе, учитель истории, английского языка кандидат исторических наук, доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена, ГБОУ школа №181 Центрального района Санкт-Петербурга, стаж работы 17 лет, первая квалификационная категория.
|
Наша школа действует в инновационном статусе районной опытно-экспериментальной площадки с 01.09.2013 г. по 31.05.2016 г. по теме «Организация неформальных процедур оценки качества образования в образовательном учреждении через внутренний аудит». Данная тема соответствует подпрограмме 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Целью первого этапа ОЭР являлось создание механизма планирования и проведения внутреннего аудита (мониторинга всех областей деятельности школы) на основе внутришкольного стандарта качества образования.
Процедура внутреннего аудита для оценки качества образования в нашем понимании - вид деятельности по информационному обеспечению процесса управления образовательным учреждением, основанный на систематическом, стандартизированном изучении состояния основных процессов, условий и результатов их осуществления в деятельности образовательного учреждения.
Особенностью внутреннего аудита является его «неформальный» характер, т.е. инициируется и организуется весь комплекс контрольно-диагностических мероприятий «изнутри», без внешнего «заказа» или руководящего распоряжения. Можно сказать, что подразумевается осознание администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения своей ответственности за обеспечение качества образования и принятие таких решений, которые обеспечили бы положительную динамику по всем показателям своей деятельности.
С самого начала работы разрабатывалась модель организации внутреннего аудита в образовательном учреждении как средства оценки качества образования. Ее необходимость несомненна: в каждом образовательном учреждении со временем накапливается не только значительный объем информации на разных носителях, но и комплекс алгоритмов и шаблонов для получения этой информации и дальнейшей работы с ней. Конечной целью этого процесса является совершенствование работы, направленное как на субъективно положительные результаты, так и на соответствие их основополагающим документам и нормам.
Если рассматривать ФГОС как основу для выделения существенных признаков качества образовательной системы школы, то получается, что три группы требований в Стандартах определяют три направления внутреннего аудита как соответствующие трем группам критериев оценки качества образования:
Наша модель подразумевает еще более широкий взгляд, хотя и значительно более трудоемкий, на аспекты деятельности школы, подлежащие анализу как ключевые для оценки качества образования в ней.
Модель организации внутреннего аудита качества образования (ВАКО 4х4) на этапе разработки и внедрения показала, что общее финансирование системы играет далеко не главенствующую роль в достижении качества образования. Стабильно коррелировали с качеством результатов образования в школе три фактора:
Модель охватывает 4 блока мониторинговых исследований, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом – педагогический мониторинг, управленческий мониторинг, финансово-хозяйственный мониторинг, социально-информационный мониторинг. Каждый из них включает четыре категории составляющих, неразрывно связанных с деятельностью образовательного учреждения и ориентированных на достижение качества образования.
Разработка модели внутреннего аудита позволяет решить ряд проблем в деятельности любого образовательного учреждения: