Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №13 (июнь 2015) » Научно-исследовательская деятельность в ОУ

Е.Н. Шлапа. Организация научно-исследовательской работы с младшими школьниками


Автор: Шлапа Елена Николаевна, ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 31 год, высшая квалификационная категория.

 

Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них общеучебных умений и навыков, компетентностей. Приоритетной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития личности обучающегося.

Одним из средств раскрытия и развития способностей ребенка является научно-исследовательская деятельность, в которой наиболее ярко проявляются оригинальность мышления, способность к творчеству и одаренность школьников. Стремление к исследовательской деятельности не может быть ограничено возрастными и другими рамками. Поэтому формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность детей нужно с младшего школьного возраста, поскольку в этом возрасте ребенку необходимо осознать окружающий мир, себя в этом мире. А для этого необходимо ответить на вопросы: кто это?, что это?, о чем это?, как?, интересно или нет? В этом отношении ученик, постигающий новое, и ученый, делающий открытие, равноправны.

Научно-исследовательская работа - это комплексная система участия обучающихся во внеучебных формах научной работы, основанная на принципах самостоятельности, добровольности, заинтересованности, направленная на углубление творческих качеств учащихся. Такая работа не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами. Научно-исследовательская деятельность учащихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Задачи научно-исследовательской деятельности – научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям, правильно излагать и защищать свои идеи.

В марте 2012 года в нашем районе состоялась первая районная научно-практическая конференция школьников «Науки юношей питают», на которой ребята выступали со своими научно-исследовательскими работами. В этой конференции приняли участие и мои ученики. Артем Васильев рассказал «Что такое вода и каково ее значение в жизни человека», Аня Соколенко представил работу «Народность сказок А.С.Пушкина». В этом учебном году две мои ученицы захотели заняться исследовательской работой. Темы девочки выбирали сами. Катя Смирнова, прочитав летом книгу Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали", захотела заглянуть в невидимый невооруженным глазом мир. Зная с уроков окружающего мира, что наш организм состоит из клеток, Катя предположила, что и у растений, наверное, тоже есть клетки. Как они выглядят? Что находится у них внутри? И отчего зависит такое многообразие красок у цветков и листьев растений? Когда Кате подарили микроскоп, она поняла, что сможет рассматривать клетки, узнавать, как они устроены. Так родилась тема научного исследования «Особенности строения растительной клетки». Диана Кириллова заинтересовалась совсем не девчачьей проблемой: изобретение пороха после того, как посмотрела художественный фильм «Однажды 20 лет спустя». Ей понравилась девочка Маша, у которой получилось «изобрести» порох. Из книги Валерия Воскобойникова «Жизнь замечательных детей» Диана узнала, что будущий великий химик Д.И.Менделеев, будучи учеником Тобольской гимназии, занимался химией секретно. «Один гимназист из старшего класса на перемене рассказал ему страшную тайну о том, как приготовить адову химическую смесь, которая «Чёрный порох» называется, ею черти в аду пользуются…  Маленький Менделеев решил обязательно приготовить эту адову смесь». И приготовил, и подорвал… Диана решила узнать, как готовят адову смесь, или чёрный порох, и попробовать изготовить ее. Так появилась тема исследования «Изготовление пороха в лабораторных условиях». Обе ученицы провели самую настоящую научно-исследовательскую работу: выбрали тему исследования, выдвинули гипотезу, изучили разные информационные источники по интересующей теме, отобрали наиболее интересные материал, провели исследования, сделали выводы, которые совпали с гипотезой, создали презентацию, подготовили выступление и достойно представили свои работы на конференции, которая проходила 13 марта этого года в школе № 422. Большую помощь в работе оказали родители девочек. Итог нашей работы: Катя Смирнова стала победителем, а Диана Кириллова – призером районного научно-практического семинара школьников «Науки юношей питают» 2015 г. Самым большим приобретением в результате долгой, трудной и интересной работы стал для моих учениц опыт исследовательского, творческого мышления. Они учились работать с информацией, узнали что такое гипотеза и как определить цель своей работы, приобрели опыт планирования работы и публичного выступления. Кроме того, бесспорное расширение кругозора, развитие мышления и эмоциональной сферы.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – трудная, кропотливая, затратная по времени работа для педагога, но в тоже время это очень интересное и увлекательное занятие. Ведь победа ученика это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растет и учитель. Поэтому вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.


Следующая статья »