Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №7 (декабрь 2013) » Организация совместной деятельности с детьми при формировании интереса к родному городу

Ю.А. Комиссарова. Воспитание гражданственности через формирование отношения к родному городу средствами проектной деятельности.


Автор: Комиссарова Юлия Арифовна, ГБДОУ детский сад № 6 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, стаж работы 17 лет, первая квалификационная категория.

 

Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок... и я.

(Татьяна Бокова)

 

Проблема воспитания гражданственности как части нравственного воспитания была актуальной всегда.

Преобразования, происходящие в стране в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о подрастающем поколении. В настоящее время «потеряны» нравственные ориентиры. Подрастающее поколение можно «обвинять» в бездуховности и агрессивности.

Как часто на страницах газет мы видим случаи вандализма в нашем и других районах, совершаемые детьми и подростками. Существует проблема молодежи, не умеющая найти себе применения в жизни, лишенная моральных ориентиров. Большинство советских общественных организаций молодежи прекратило свое существование. Это сказалось на гражданской активности многих молодых людей. У молодежи не развито чувство ответственности и причастности к сообществу. Они не находят возможности, не умеют участвовать в решении социальных проблем. В результате, общество страдает от пассивности потенциально самых активных своих членов, а чаще от их разрушающей силы.

В наш период нестабильности возникает необходимость вернуться к одному из центральных направлений работы с подрастающим поколением - это воспитание гражданской позиции. Таким образом, актуальность проблемы воспитания гражданственности бесспорна. Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей.

Гражданская позиция проявляется через гражданскую активность во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной, опираясь на мировоззрение личности, ее убеждения, ее установки и ценностные ориентиры.

Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:

  • патриотизм (любовь к семье, Родине, городу, гордость за свой народ);
  • гражданственность (принадлежность к коллективу, городу, стране);
  • активная жизненная позиция;
  • нравственность;
  • творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).

Как воспитать личность, заложив основы ценностного отношения к окружающему миру и воспитать любовь к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране?

Как личность, ребенок - дошкольник находится в стадии становления, складывания, созревания и развития. И от нас взрослых зависит, каким будет юный гражданин. Сформулировать активную гражданскую позицию самостоятельно ребенок не может. В этом ему нужно помочь. Основными источниками формирования гражданской позиции у детей являются в первую очередь семья, детский сад, школа. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс, здесь необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов и родителей.[2]

Средствами воспитания гражданственности дошкольника являются: чтение художественной литературы, рассказы, этические беседы, рассматривание иллюстраций и картин, объяснение, экскурсии по достопримечательным местам родного города, наблюдение, примеры из художественных произведений, личный пример воспитателя и родителей. Перечисленные средства повышают познавательную активность, эмоциональное восприятие дошкольников.

В нашем детском саду, мы используем проектную деятельность, в которую и входят все перечисленные выше средства. Проектная деятельность - один из методов, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.

Взаимодействие всех участников педагогического процесса (педагогов, детей родителей), организованного в рамках проектной деятельности, основано на совместном решении познавательно-исследовательских и творческих задач.

Создание нашего проекта началось в сентябре 2013 года с предварительной работы. Через беседы, где использовалась модель трех вопросов: «Что знаешь? Что хочешь узнать? Как узнать?», мы выяснили, какими знаниями обладали наши воспитанники, выявили их интересы, предпочтения.

На первом этапе, на основе результатов бесед, детям было предложено объединиться в подгруппы для определения интересующей их общей темы. Обозначить проблему, связанную с выбранной темой и пути ее решения.

Затем всей группой мы определили актуальность и значимость каждой темы, выстроили общий план и дали название проекту: «Знай, люби и береги свой город».

На втором тапе педагоги, родители и дети собирали интересную информацию: литературу, фото, вырезки из газет, создали полную карту города.

На третьем этапе (самый протяженный по времени), в рамках проекта, через интеграцию разных видов деятельности, мы постарались не только познакомить детей с историей нашего города, но показать красоту родного края и познакомить с людьми, которые живут в нем, делая его лучше, пробудить у детей чувство гордости за город, в котором они живут.

У дошкольника преобладает эмоционально-чувственное познание окружающего мира. И конечно первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности является художественная литература. Мы читаем с детьми стихи, рассказы о Родине, природе, людях-тружениках, воинах и войне и.д.

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый
Колосок, речки,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!
(В. Орлов)

Так же проводятся беседы о людях, прославивших наш город, и трудящихся на его процветание, не только известных, но и обычных людях живущих рядом по соседству.

Проведены встречи с детьми из скаутского движения, которые рассказали ребятам о своих мероприятиях по благоустройству города, помощи окружающим (как людям, так и бездомным животным).

Запланированы беседы о подвигах людей, живших в блокадном Ленинграде, отстоявших наш город, организованы экскурсии по городу к памятным местам.

В октябре, в рамках проекта, проходил месячник «экологический десант». Целями которого было: вовлечь детей в деятельность по благоустройству нашего города,воспитание инициативности, развитие эмоционально-ценностного отношения к городу.

В течение месяца проводилось чтение книг про животных и о растениях. Детям была показана презентация о появлении в нашем городе заказника и его обитателях.

В поисково-исследовательской деятельности ребятами были определены задачи по сохранению и умножению природы в родном городе (дети определили правила поведения на охраняемых территориях, узнали об условия жизни некоторых животных заказника).

Так же были организованы субботники с участием родителей на территории детского сада.

Очень нравиться работать детям с картой города. Они отмечают самые красивые места на улицах района, рассказывают о них, делятся впечатлениями.

Особым вниманием у детей пользуются продуктивные виды деятельности. В них дети выражают свое отношение и впечатления от проделанной работы, увиденного и полученных знаний. Темы работ дети выбирали сами: «моя улица», чистый город», «город будущего», «кто в городе живет», «как вести себя нельзя».

В работе с родителями запланирована совместная деятельность:

  • Составление рассказов о любимом месте отдыха в городе.
  • Создание фотоальбомов «вот моя улица, вот мой двор», «дом в котором я живу».
  • Создание «герб моей семьи».

«Знания, умения и навыки, приобретаемые осознано в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваивается и закрепляется ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт.»[1]

Весной запланирован третий и четвертый этап проекта. На третьем этапе (рефлексия настроения и эмоционального состояния) предполагаются выступления детей с рассказами о впечатлениях, полученных от проделанной работы. На основе самого интересного материала, который отберут сами дети по каждой теме проекта, будет создана презентация.

На четвертом, заключительном этапе (рефлексия деятельности) запланирован самоанализ деятельности и её результатов, с использованием вопросов: Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе? Какие трудности возникли? Почему? Как они были преодолены? Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?

«Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.»[1]

Проектная деятельность содействует воспитанию юного гражданина. Ребенок должен занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности. Он должен научитьсяставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать свои действия и оценивать их. Тогда ребенок, начинает предъявлять правила поведения не только к другим, но и себе, тем самым возрастает уровень самосознания.

Список источников:

  1. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72 с.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. и др. Под ред. А. М. Виноградовой. Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.