Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №5 (апрель 2013 года) » Индивидуально-личностное развитие учащихся и базовые национальные ценности

Н.П. Коваленко. О проекте «Я живу в большом мире»


Автор: Коваленко Наталья Петровна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 22 года, высшая квалификационная категория.

 

Г

В этой публикации речь пойдет о проекте, который мы разработали и запустили в нашей школе в начале учебного года, т.к. 2012 год был посвящен толерантности. Проект называется «Я живу в большом мире». Я говорю в настоящем времени, т.к. работа ещё не завершена. Проект долгосрочный, рассчитан на весь учебный год. В него вовлечены все классы нашей маленькой школы. Цель проекта – повышение значимости толерантного отношения между людьми. Как один из итогов проекта – это создание «Стены мира и согласия» всеми участниками этой работы.

«Я живу в прекрасном, но сложном мире» – такая установка была дана в начале общения с детьми 4 класса на тему «Толерантность». Надо заметить, что этот слоган выбран не случайно: мир, в котором я живу, прекрасен, полон, содержателен, и вместе с тем – безбрежен. Но он и сложен. Болезни, войны, нищета… Но самое важное – это взаимоотношения между людьми, живущими рядом со мной. «Я – ученик, и я познаю этот мир» – определяет настрой к началу поиска ответа на множество вопросов, которые возникают и требуют разрешения.

Актуальность проблемы обозначается, прежде всего, различиями людей, которые должны быть вместе:

  • жить на одной планете (все люди);
  • общаться, чтобы не было войн и противостояний (мир и согласие);
  • строить одно общее государство (свою страну – Россия);
  • находиться в одном пространстве жизнедеятельности (город, село…);
  • делать одно общее дело (коллектив – работа, учёба…);
  • быть в согласии, чтобы жить в благополучии, в благоденствии (семья);
  • вместе сохранять и преумножать, чтобы жизнь продолжалась – жизнь, достойная человека (культура, цивилизация…)

Эти и другие вопросы были открыты в общении педагогов и детей учеников.

Прежде всего, определить, раскрыть, осознать, найти понятное ребёнку значение слова «толерантность» в его многозначности, важности для сегодняшней жизни, особенного, введённого в обиход современного общества. Что это такое? Как воспринимается на слух, как звучит это слово? Какой ассоциативный окрас обретает это слово-определение?

Из высказываний собеседников:

  • важное слово, утвердительно звучит, возвышающее и вместе с тем напрягает, облагораживающее, пока непонятное в своём значении;
  • в этом слове культура, культура общения, борьба добра и зла, направлено на отбор;
  • выражает стойкость, затрагивает этические и моральные нормы – как установка на общение;
  • это выбор дороги!;
  • слово проблемное… В чём проблема? Выбор дороги добра и зла, а это всегда непросто;
  • жить в обществе, в общении с другими людьми.

Таким образом, участники диалога фиксируют своё понимание слова, чтобы утвердиться в своей точке зрения или отказаться от прежнего взгляда, обогатить своё познание, получить возможность дальнейшего поиска в данной теме.

  • Толерантность – взаимопонимание.
  • Толерантность – дружба, любовь.
  • Толерантность – терпимость.
  • Толерантность – помощь
  • Толерантность – уважение к другим людям.
  • Толерантность – договорённость с другими людьми.
  • Толерантность – интерес к другому человеку… и т.п.

Здесь важно то, что ребёнок-ученик, основываясь на своём жизненном опыте, ищет ответ на проблемный вопрос времени, тем самым определяет свою принадлежность к этой жизни и обретает новый опыт взрослеющего человека.

«Лаборатория слова» – методический приём работы со словом, который помогает раскрыть содержание и энергетику слова на основе ассоциаций, синонимического ряда слов… И обретаются новые слова, которые становятся для ребёнка-ученика словарным запасом и могут быть использованы в дальнейших рассуждениях и при создании творческой работы учеником (высказыванием, эссе, поэтической строки, создание слогана и т.п.).

Краткое описание приёма.

Записывается слово – Толерантность, предлагается детям «поиграть» с этим словом. Слово записывается так, чтобы каждая буква была видна – из этих букв ищутся, составляются и записываются новые слова. Можно найти большое количество новых слов, но важно предупредить, что выбираем и записываем только те из них, которые будут созвучны с темой нашего разговора.

Толерантность

– тон, транс, страна, роль, тора, ранен, летать, не летать, странен…

Будут и другие слова, выраженные разными частями речи, но надо объяснить их связь с основным «исследуемым» словом, в данном случае – «толерантность». Слово звучит, раскрывается, обретает объёмность, расширяется его содержательность. Такой настрой даёт «лаборатория слова».

Далее «родовое слово» записывается так, чтобы каждая буква этого слова начинала новые слова:

Т – товарищество, терпимость, творчество, территория…

О – окружение, основа жизни, отгороженность, одиночество…

Л – лад, ладонь в ладонь, любовь – дар любви, лёгкость, лояльность…

Е – единение, единственный и неповторимый, единое пространство жизни…

Р – радость жизни, равноправие, равенство, разность, родина, раскол, расизм…

А – атмосфера, агрессия, антагонизм, автономия…

Н – неповторимость, навык, нация, неординарный…

Т – тактичность, традиция, трагедия, тайна…

Н – неодинаковость, надежда, нелепость, ненависть, наглость…

О – общество, общие интересы, особенность, опасность, обособленность…

С – свобода, сила, самобытность, союз, сотрудничество, сосед, самостоятельность…

Т – труд души, твёрдость, тупость, тишина…

Ь – (слова нет, но есть настрой) – мягкость, терпимость, внимательность, гибкость…

Внимательно присмотревшись к найденным словам, участвуя в поиске, помогая найти верное значение и яркое выражение тех чувств и мыслей, которые  в процессе рождаются работы– мы можем заметить: в отражение общечеловеческих ценностей и тревог нашего времени.

Находя такие слова с помощью учителя и в общении с товарищами, ребёнок-ученик невольно переносит их значение и значимость на себя, что становится важным для его жизнедеятельности в обществе, классе, и, будем надеяться, – духовно-морального роста.

Предложенная работа в мастерской «лаборатории слова» помогает утвердиться в договорённостях между людьми, в предупреждении конфликтных ситуациях, к сожалению, неизбежных в любом человеческом общежитии, хотя бы на вербальном уровне.

Определение проблемы и поиск её решения – вот основное действие, которое выполняется на встречах-уроках. Ребёнок-ученик может для себя найти манеру поведения, отношения к себе и к другим людям: общение разных людей строится на уважении, терпении (не торопись, прислушайся, не злись), открытости, преодолении страха, на установке – «ты мне интересен»…

«Лаборатория слова» в дальнейшем общении на уроках-встречах будет использоваться достаточно часто, поскольку этот ход продуктивен и вызывает интерес учеников.

На основе найденного словарного материала мы вновь обращаемся к нашему пониманию «толерантность» и готовы написать свой небольшой текст на эту тему. Форму изложения своих размышлений каждый выбирает по своим возможностям и желаниям.

Ученикам этой группы-класса предлагается составить слоган, который будет обращён к людям мира – призыв к толерантности в форме плаката, листовки, памятки и т.п.

Вот некоторые из обращений-плакатов:

  • Артём – «Нам в конфликте жить нельзя – возьмёмся за руки друзья!»;
  • Настя – «Дети – будущее нашей земли!;
  • Яна – «Люди разных народов – люди мира»…

Другие классы начальной школы № 662 получили задание: сделать стенд с рисунками, фотографиями, обращениями, в котором будет отражено отношение детей к проблеме взаимоотношение между людьми по одному из видов толерантности: «мальчики и девочки» (гендерная), «старики и дети» (возрастная), «люди с ограниченными возможностями – инвалиды» (физиологическая), «мы вместе – ученики класса» (социальная). С детьми этих классов были проведены консультативные встречи-беседы, и материал, полученный в результате такой работы, представлен на выставке «Стена мира и согласия». Эту выставку посетили ученики всех классов школы, увидев и обсудив работы своих товарищей.

Всем классам было предложено разучить игры народов России. Педагоги разучивали их на переменах и в группах продлённого дня. Дети с удовольствием включились в этот процесс, сами находили новые игры, показывали другим ребятам, играли все вместе.

Так обозначился первый этап исполнения проекта «Я живу в большом мире».

Дальнейшее продвижение по осуществлению проекта:

Все классы школы № 662 ведут подготовку к проведению фестиваля национальных культур народов России «Разноцветная карусель»:

  • инсценировка и показ народной сказки,
  • презентация в любой форме представления образа жизни и культуры данной нации: территория, природа, национальные особенности, костюмы, обычаи, игры, кухня и др.

Организуется фестивальная неделя, на которой все ученики и учителя познакомятся с работами своих школьных товарищей.

А заключительный праздник-встреча «Роза ветров» подведёт итог проделанной работы в осуществлении школьного проекта «Я живу в большом мире».

Ученики 4 класса продолжают поиск на уроках-встречах «Толерантность» с педагогом дополнительного образования Орнатским Ю.Л. В продолжение темы, ученики создают «Кодекс нашего класса», в котором отражается позиция каждого и всех вместе – договор о взаимоотношениях в коллективе. В процессе создания «документа» принимаются предложения, происходит обсуждение, высказываются мнения, позиции и точки зрения, делаются установки на организацию проекта текстовой части «Кодекса». Дети-ученики пробуют себя в законопроектной деятельности, тем самым получают возможность проявить себя и получить некий опыт социализации и гражданственности.

Здесь также используется метод «лаборатории слова», когда ищутся слова-понятия, создаются слоганы, раскрывается значение и смысл определений, правил, позиций. Происходит творческое осмысление и организация жизни в коллективе. Поиск путей формирования установок толерантного сознания у детей и молодёжи чаще строится на воспитании в учащихся отношения к проблемным вопросам толерантности. Обращается внимание на негативные проявления. Безусловно, это важный аспект проблемы.

Сложность мира, его многообразие во всех проявлениях, требует искать пути и способы согласия между людьми. В эту проблему посвящены и мы, живущие в это непростое время – вот такая честь выпала на нашу долю.

Думается, что стоит говорить об этом с детьми – гражданами мира, будущим этого мира. И как путь к сознанию и поиску возможных ответов, обратиться к опыту Николая Константиновича Рериха: «Откуда придут мудрые взаимные отношения? Откуда придёт единение? Путём вражды, грубости, поношения всё равно никуда не прийти, ничего не создать, но сущность человека всё же стремится к справедливому познанию».

Известное выражение о спасении мира красотой, высказанное Достоевским, перекликается с мыслью Николая Рериха – осознание красоты спасительно для мира.

Культура, просвещение, воспитание – вот те ориентиры пути, по которым надо отправляться с детьми.