Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №6 (август 2013 года) » Использование здоровьесберегающих технологий

В.С. Куренкова. Использование исследовательской и проектной деятельности учащихся как одного из методов в реализации здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках биологии и внеклассной работе.


Автор: Куренкова Валентина Степановна, ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель биологии, стаж работы 32 года, высшая квалификационная категория.

Здоровью подрастающего поколения всегда уделялось пристальное внимание, но, к сожалению, количество здоровых детей с каждым годом становится всё меньше и меньше. Причин тому много и одна из них – низкий уровень знаний о самом здоровье и здоровом образе жизни. Поэтому задача учителя организовать учебный процесс так, чтобы ребёнок получал не только непосредственно знания по предмету, но и приобретал навыки сохранения своего здоровья. Это культурно-гигиенические навыки, культурно-экологические, физического развития, рационального питания, профилактические.

Для выполнения этой задачи надо более активно использовать педагогические технологии, направленные на охрану здоровья школьников, т.е. здоровьесберегающие.

Существуют разные методы и формы работы по их использованию. Одним из методов, на котором я хочу более подробно остановиться, является метод исследовательской и проектной деятельности. Исходя из опыта своей работы, могу с уверенностью сказать, что дети с удовольствием и большой заинтересованностью проводят наблюдения и исследования, связанные непосредственно со здоровьем человека.

Как пример проектной деятельности, направленный на профилактику курения, привожу этапы работы и тезисы научно-исследовательского проекта: « Здоровье дороже золота. Курить - здоровью вредить!», выполненному под моим руководством учащимися нашей школы Афанасьевой Дарьей и Тимошенко Полиной.

С этой работой мы участвовали в конкурсе «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов Санкт-Петербурга", который был объявлен в апреле 2013 года Комитетом по науке и высшей школой СПб. В конкурсе участвовало 237 работ. Учащиеся нашей школы стали победителями в номинации «Биология, медицина, химия, науки о земле, экология» и были награждены дипломами Победителей и ценным подарком - ноутбуком.

Этапы выполнения нашего проекта:

1. Изучение соответствующей литературы по данному вопросу.
2. Анкетирование учащихся 6-11 классов для выявления актуальности данной проблемы в нашей школе.
3. Проведение исследовательских опытов.
4. Проведение классных часов в 6-11 классах о вреде курения с использованием информационных технологий и результатами поставленных опытов.
5. Повторное анкетирование учащихся через месяц.
6. Подведение итогов: выводы, составление программы дальнейшего использования проекта.

Тезисы к научно-исследовательскому проекту: « Здоровье дороже золота. Курить – здоровью вредить!»

Цель работы:

  • профилактика курения;
  • уменьшение количества курящих учащихся в нашей школе.

Задачи:

  • рассказать учащимся правду о курении;
  • провести научно-исследовательские опыты, доказывающие вред курения.

Методы исследования: анкетирование, работа с источниками информации, эксперимент.

Гипотеза:

Курение оказывает отрицательное воздействие на жизненные процессы любого живого организма. Выбор «курить или не курить» во многом зависит от уровня знаний по данной проблеме.

В России курят 30-40% населения подростков. Курение табака – одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей. По данным Минздрава, каждый десятый школьник страдает табачной зависимостью. Курение способствует возникновению различных заболеваний, приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни.

Научными исследованиями доказано, что курение вызывает много тяжёлых заболеваний. 90% рака лёгких наблюдается у людей, которые курили. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета уносит 6 минут жизни.

Курение является социальной проблемой общества как для его курящей, так и для некурящей части населения. Некурящие вынуждены вдыхать вредные вещества, входящие в состав табачного дыма, что не на много безопаснее того, если бы человек курил сам.

Первое знакомство с сигаретой у большинства школьников происходит чаще всего в возрасте 11-12 лет. Поэтому очень важно, чтобы до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать устойчивое негативное отношение к курению.

Наша гипотеза была подтверждена научно-исследовательскими опытами:

  • влияние настойки табака на развитие побега сирени и фасоли;
  • влияние настойки табака на развитие зародышей семян фасоли;
  • влияние табачного дыма на развитие растений герани;
  • влияние курения на пульс и артериальное давление человека;
  • сравнение содержания СО2  в выдыхаемом воздухе курящего и некурящего человека;
  • влияние никотина на активность ферментов слюны;
  • поведение пиявки в воде, которую использовали для кальяна.

Выводы:

Результаты всех опытов показали негативное влияние курения на живые организмы. После проведения классных часов по данной теме, через некоторое время 6 учащихся из 38 бросили курить. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Занимаясь проектной деятельностью, направленной на сохранение здоровья детей, предлагаю некоторые темы работ, которые привлекают внимание учащихся, и они с удовольствием будут работать по этим темам, им нужен только руководитель.

Метод проектов, как один из методов в реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки со стороны учителя и учащихся, а также координации всей деятельности учащихся в процессе работы над проектом. Предлагаю некоторые темы для исследовательской деятельности, связанные непосредственно с профилактикой здоровья школьников.

Тематика научно-исследовательских работ:

1. «Его высочество – Каблук»;
2. «Факторы, влияющие на нарушение осанки и последствия неправильной осанки»;
3. «Влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему человека»;
4. "Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья";
5. «Влияние звуков и шумов на организм человека»;
6. «Влияние компьютера на здоровье человека»;
7. «Влияние алкоголя на живые организмы»;
8. «Влияние никотина на живые организмы»;
9. «Пищевые добавки в варёных колбасных изделиях»;
10. «Исследование чипсов»;
11. «Влияние экологии на здоровье человека».

От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Каждый учитель, каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, ибо «Здоровье дороже золота!» (Уильям Шекспир).

Используемая литература:

1. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». - М.: АПК и ПРО,2002.
2. Тяглова Е.В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва «Планета»2010.
3. Цабыби С.А., «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», Волгоград: «Учитель», 2009.