Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №4 (январь 2013 года) » Использование новых информационных технологий в образовательном процессе

И.Б. Кочетова, Г.И. Ялышева. Инновационные технологии развития познавательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.


Автор: Кочетова Ирина Борисовна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, стаж работы 13 лет, первая квалификационная категория.


Автор: Ялышева Галина Ивановна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед, стаж работы 29 лет, высшая квалификационная категория.


Познавательные процессы являются важной и неотъемлемой частью любой деятельности человека, в том числе и речевой. Эти процессы позволяют намечать цели, осуществлять планирование, определять содержание и мысленно проигрывать ход предстоящей работы (1). От уровня развития познавательных процессов зависит эффективность обучения дошкольников в целом и освоения навыков правильной речи в частности.

В период дошкольного детства происходят существенные изменения в восприятии, памяти, мышлении, внимании. Эти процессы из непроизвольных превращаются в намеренные, произвольные, однако у детей с тяжелыми нарушениями речи имеется ряд особенностей:

  • Значительные сложности в формировании произвольного внимания (недостаточная концентрация, отвлекаемость, слабое распределение, проблемы с переключением, поверхностность внимания).
  • Снижение процессов запоминания и воспроизведения материала.
  • Недостаточность познавательной активности, интересов и устремлений.
  • Повышенная утомляемость и низкая работоспособность (2).

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам обучения детей с ОНР, широко освещаются традиционные методы воздействия на детей-логопатов. В последние годы стали появляться интересные инновационные технологии работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Педагоги нашего учреждения, посетив в апреле 2012 года Всероссийскую научно-практическую конференцию «Логопедия XXI века. Традиции и инновации», познакомились с необычной методикой «Изографического моделирования». Эта методика подразумевает использование в логопедической практике графических моделей – рисунков, выполняемых самим ребенком, в заданном коррекционном контексте (познавательные процессы, фонетика, лексика, связная речь…)

Синтез продуктивной деятельности – рисования в качестве наглядной модели, и активной речевой деятельности - предполагает усиление эффективности логопедического воздействия  за счет разноплановости предлагаемого метода и его возможности одновременно развивать познавательные функции дошкольников с ОНР.

Научное обоснование использования знаково-символической стороны рисования в коррекционных целях представлены в работах Венгера Л.А., Ермолаевой М.В. и Карнауховой Я.Б., которая на конференции выступила с докладом «Изографическое моделирование, как метод развития познавательных процессов дошкольников с ОНР» (3,4).

Доказано, что знаково-символическая деятельность в рисовании и игре у дошкольников с ОНР сформирована недостаточно, также снижены и психические процессы. Использование в логопедической работе метода изографического моделирование усиливает и дополняет коррекционные возможности. Этот инновационный метод содержит в себе многие компоненты, воздействующие на психическое развитие дошкольника, соответствующее значению данного возраста в общей системе психического развития.

Рисунки детьми выполняются схематично, могут выглядеть условно и символично, графика изображения не претендует на художественность исполнения, также не требуется подготовительного обучения ребенка (5).

Задания предлагаются по любой тематике, и могут использоваться в различных образовательных областях. Каждая инструкция дается в четкой, лаконичной и доступной по содержанию форме. Изначально это одноступенчатая инструкция, затем усложняется до двух-трех плановой, при этом допускается повторение инструкции, при необходимости делаются подсказки. Обязательным заключительным этапом является самопроверка выполненной модели. На первых занятиях проверка осуществляется при помощи слежения пальцем, затем – только глазами. После проверки детям дается задание рассказать, придумать и развить сюжет по содержанию картины. Такие занятия способствуют устойчивому детскому интересу, а соответственно помогают сохранению в памяти полученной информации. Результат выполнения такого текста-рисунка способствует развитию речи, внимания, слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций. Также ценным является и то, что ребенок психологически готовится к публичным выступлениям, что в будущем помогает избежать «комплекса школьной доски» (6). Наблюдения показывают, что введение изографических моделей упрощает процессы включения и пребывания ребенка в проблемных ситуациях, прорисовывание логических цепочек способствует формированию понятий, развитию анализа и синтеза и т.д., помогает организовать последовательный ход мыслей (от простого к сложному) и овладеть структурой последовательного повествования, его связностью. Изографическое моделирование, как инновационный метод позволяет сделать логопедическую работу креативной, позитивной и оптимистичной. Коррекционный процесс становится увлекательным за счет своей новизны и интересным как для самого ребенка, так и для педагога.

В процессе интегрированной совместной деятельности специалисты нашего ГБОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели) при активном участии родителей разработали коррекционно-развивающие изографические игры и упражнения по различным направлениям, что способствовало развитию психической сферы, фонетики, лексики, связной речи, а также формированию интегративных качеств дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Список литературы:

  1. Калягин В.А. Логопсихология. Москва 2008г.
  2. Венгер Л.А. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. Москва, 1985г.
  3. Ермалаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. Москва, 2007г.
  4. Карнаухова Я.Б. Развитие изобразительной и речевой знаково-символических систем в детском возрасте, сопоставительный аспект/ Вести Томского Государственного Педагогического Университета, 2011г., № 6.
  5. Карнаухова Я.Б. Изографическое моделирование, как метод развития познавательных процессов дошкольников с ОНР. Логопедия XXI века. Санкт – Петербург, 2012г.
  6. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. Москва, 2001г.