Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Вопросы развития дошкольного образования

И.Б.Кочетова, Г.И.Ялышева. Предшкольная подготовка детей со сложной структурой дефекта к обучению в школе в свете Федеральных государственных требований.


Автор: Кочетова Ирина Борисовна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, стаж работы 13 лет, первая квалификационная категория.


Автор: Ялышева Галина Ивановна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед, стаж работы 29 лет, высшая квалификационная категория.


Отличительной особенностью современного этапа российского образования является поиск новой модели образовательного пространства. Одним из важнейших направлений модернизации является изменение уклада дошкольного звена, обуславливающее внедрение инноваций в практику воспитания, обучения и развития детей до семи лет. В последние годы особое внимание уделяется решению проблемы доступности дошкольного образования, его вариативности в соответствии с потребностями семьи, обеспечению условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей, преемственности дошкольного и начального образования.
Проведенный Министерством образования анализ состояния российской системы дошкольного образования позволил выявить объективную потребность и наличие необходимых предпосылок для реализации предшкольной подготовки детей 6-7 лет. Она должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию контроля за состоянием физического, психологического, интеллектуального развития детей перед поступлением в школу (как детей с нормальным развитием, так и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья).
В настоящее время сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением рождаемости детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Помимо количественного увеличения нарушений в развитии, наблюдаются качественные изменения, которые все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая вторичные нарушения. Вне зависимости от характера дефекта по отношению к такому ребёнку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и инструменты решения образовательных задач, рассчитанные на нормальное развитие. В связи с этим ещё более повышается значимость тщательного комплексного, системного, динамического подхода к дифференциальной диагностике и созданию технологий специализированной помощи таким детям на этапе предшкольной подготовки.

Объективная необходимость создания системы предшкольной подготовки детей с ограниченными возможностями продиктована следующими факторами:
· защиты общественных и государственных приоритетов дошкольного образования как развивающей и развивающейся системы, пропаганды его идей в современном обществе;
· выравнивания стартовых возможностей всех детей; (1)
· поддержки родителей, заинтересованных в развитии и воспитаний детей старшего дошкольного возраста, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;
· обновления механизмов, стимулирующих профессиональный рост педагогических кадров, работающих с детьми, имеющими нарушения в развитии. (2)

В научной психолого-педагогической литературе существует понятие для определения состояния детей в период их перехода к обучению в школе – «готовность к школьному обучению». Под этим понятием подразумевается интегральное целостное новообразование социально-личностного, интеллектуального и физического развития ребёнка, которое обладает сложной структурой и формируется в дошкольном возрасте в условиях целенаправленного воспитания. (2)
Несмотря на изученность проблемы, вопрос готовности к школе детей с отклонениями в развитии требует специфического подхода с учетом особенностей структуры и проявления дефекта. Среди детей, имеющих нарушения в развитии, большую часть составляют дети с задержками психического развития, часто осложненные тяжелыми нарушениями речи.
Попытки раскрыть готовность детей с проблемами в развитии к школьному обучению осуществляли многие дефектологи, логопеды, психологи: Н.В.Бабкина, В.В.Воронкова, Т.Н.Князева, Е.Г.Речицкая, Т.Б.Филичева, М.С. Певзнер, С.Г.Шевченко и др. Они показали, что эта категория детей оказывается не готовой к школьному обучению по основным перечисленным параметрам (интеллектуальная, личностная, физическая готовность). У них выявлены существенные нарушения познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность, недостаточное развитие отдельных психических функций, стойкие трудности в усвоении учебных знаний, умений и навыков. Характерными проявлениями инфантильных черт психики этих детей являются: эмоциональная поверхностность и непосредственность, неспособность к волевому усилию, недоразвитие мотивации, критичности, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность или вялость, апатичность, снижение потребности к речевому общению. Нередко стойкое речевое недоразвитие у детей с задержкой психического развития осложняется неврологическими синдромами и расстройствами вегетативных функций. Все это сказывается на формировании элементарных школьных навыков. (2)
У большинства детей этой категории к моменту поступления в школу доминируют игровые мотивы. Игра для них остается той деятельностью, в которой возможности раскрываются с наибольшей полнотой. Поэтому игра и различные формы игровой деятельности должны использоваться как для формирования полноценной личностной готовности к принятию школьных требований у дошкольников со сложными дефектами развития, так и для воспитания интереса к учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития, не прошедших специальной коррекционной работы в дошкольном возрасте.
Несформированность интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению у таких детей зачастую усугубляется ослабленным общим физическим и функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущей к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

Таким образом, для детей с отклонениями в речевой и психической сфере характерно:
• затрудненность усвоения способов общественного опыта;
• низкая познавательная активность;
• задержка формирования ведущей деятельности на разных этапах развития (эмоциональное общение с взрослым, предметная, игровая, учебная деятельность);
• позднее начало, замедленный темп или качественное своеобразие формирования основных психологических новообразований раннего, дошкольного и школьного возраста (речь, внимание, восприятие, воображение, чтение, письмо и т.д.); (1)
• грубое нарушение речевого развития, несформированность потребности в общении с взрослыми и сверстниками;
• недостаточность моторного развития (слабость мышц рук, трудности при переключении с движения на движение, общая моторная неловкость, нарушение зрительно-двигательной координации);
• низкий уровень развития психических процессов;
• отставание в формировании предпосылок к овладению предметной, игровой, продуктивной, учебной деятельностью;
• снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения, приводящих к существенной задержке развития личностных качеств.
• несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы;
• нарушение процессов социализации.

Эти особенности психического развития могут отмечаться у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии в разных комбинациях и степени выраженности. Вследствие чего дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации в школе.

Реализация системы предшкольного образования детей с задержками в развитии осуществляется в следующих формах:
• Группы полнодневного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида, реализующих комплексные коррекционно - развивающие программы.
• Группы кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в ДОУ, образовательном учреждении (ОУ) начальная школа - детский сад, центрах развития ребенка, 2- 3 раза в неделю.
• Предшкольная подготовка детей с отклонениями в развитии, не посещающих образовательные коррекционные учреждения в домашних условиях под патронажем отдела образования.
• Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для оказания помощи родителям (лицам их замещающим) в подготовке к школе детей 6-7 лет с отклонениями в развитии. (2)

В нашем образовательном учреждении существует оптимальная форма предшкольной подготовки для детей с проблемами в развитии, ведь именно в начальной школе - детском саду компенсирующего вида, такие дети могут получить надлежащую помощь в силу целостности системы и непрерывности образовательного процесса.
Целью предшкольной подготовки детей со сложными дефектами в образовательном учреждении является создание условий для развития интеллектуального, эмоционального, социального потенциала ребенка и способствование формированию интегративных качеств выпускника.

Для достижения поставленной цели педагогами ОУ намечен ряд задач:
• Сохранение и укрепление здоровья ребенка;
• Коррекция психических и речевых нарушений;
• Создание развивающей среды, способствующей развитию детей, с учетом структуры дефекта, интересов и индивидуальных особенностей;
• Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности;
• Предупреждение вторичных отклонений в развитии, вызывающих сложности в обучении на начальном этапе.
Специфика предшкольной подготовка детей в дошкольном отделении такова, что весь коллектив сотрудников направляет усилия на создание условий для благоприятного развития каждого ребенка.

Основные направления работы наших специалистов следующие:
• Учитель – логопед - логопедическая диагностика, развитие речи и коррекция речевых нарушений, профилактика дисграфии и дислексии, разработка рекомендаций по использованию рациональных приемов подготовки ребенка к школе.
• Учитель – дефектолог - педагогическая диагностика, определение индивидуальных образовательных маршрутов, проведение занятий в соответствии с программами коррекционного обучения с учетом Федеральных Государственных Требований (ФГТ).
• Педагог-психолог – психологическая диагностика, консультирование, психокоррекция, разработка и оформление рекомендаций по подготовке детей к школе с учетом результатов психодиагностики.
• Воспитатель - педагогические наблюдения, на основе которых определяет сформированность умений и навыков по различным областям в соответствии с ФГТ, планирует организованную образовательную деятельность по подготовке детей к школе с учетом рекомендаций специалистов.
• Учитель начальных классов школьного отделения ОУ – участие в медико- психолого-педагогических совещаниях дошкольного отделения по набору детей в начальные классы; отслеживание динамики развития будущих первоклассников, посещение занятий специалистов и воспитателей дошкольного отделения, разработка рекомендаций для педагогов дошкольного отделения, осуществляющих предшкольную подготовку, проведение открытых мероприятий для родителей.
• Музыкальный руководитель – реализация программ музыкального воспитания с элементами логоритмики, театрализованной деятельности с учетом рекомендаций учителя- логопеда и педагога- психолога.
• Социальный педагог – объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечения законодательно закрепленных льгот, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.(3)
• Врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, офтальмолог) – организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии со специализацией, уточнение схем медикаментозного, физио – фитотерапевтического лечения, контроль за организацией питания детей, разработка дальнейших рекомендаций по выбору образовательного маршрута для каждого ребенка в соответствии со структурой дефекта и динамики развития по результатам проведенной коррекционно-развивающей работы в предшкольный период.
• Средний медицинский персонал (старшая медицинская сестра, медсестра физиотерапии, ортоптист)- обеспечение повседневного санитарно – гигиенического режима, ежедневный контроль за соматическим состоянием воспитанников, проведение процедур и назначений врачей-специалистов, доведение сведений и рекомендаций врачей до педагогического персонала и родителей.
• Старший воспитатель – координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией педагогической работы и анализ её эффективности.

Создавая систему предшкольной коррекционной подготовки в ОУ, мы в первую очередь учитываем общую психическую незрелость детей и состояние их здоровья, так как первое место принадлежит здоровьесбережению и здоровьесозиданию. С этой целью продуман и составлен щадящий режим жизни детей:
• Наполняемость групп не более 12 детей;
• За здоровьем каждого ребенка установлен контроль со стороны педагогов и медицинского персонала;
• Увеличено время для прогулок;
• Увеличено время сна;
• Организована диагностическая работа, направленная на выявление психофизиологических особенностей детей;
• Образовательный процесс строится в соответствиями с Федеральными государственными требованиями;
• Организованная образовательная деятельность в первой половине учебного года несколько сокращена по времени; (4)
• Основной формой работы с детьми является игра;
• Образовательная деятельность носит интегрированный характер в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности и режимных моментах;
• Разработан план работы с родителями (практические советы, рекомендации, тренинги, совместные праздники, открытые мероприятия, круглые столы с участием учителей и специалистов дошкольного и школьного отделения);
• Планирование работы осуществляется в тесном взаимодействии педагогов дошкольного и школьного отделения, с целью облегчения адаптации воспитанников при переходе с одной ступени обучения на другую.

В 2011-2012 учебном году творческая группа специалистов, в которую вошли старший воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагоги-психологи нашего ОУ разработала инновационную образовательную программу «Маленькими шагами к большим успехам», которая была представлена на конкурсе ОУ Санкт-Петербурга, внедряющих инновационные образовательные программы. Отличительной особенностью этой программы является то, что в ней гармонично сочетаются и использованы традиционные и нетрадиционные подходы к образовательной деятельности и здоровьесозиданию, которые осуществляются в процессе организации различных видов деятельности и соответствуют основным направлениям развития дошкольника, предъявляемыми ФГТ и младшего школьника, определяемыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС). Данная программа позволяет комплексно решать задачи оздоровительной, коррекционно-развивающей, воспитательной направленности и способствует обеспечению успешной предшкольной подготовке и социализации детей с ограниченными возможностями в среде здоровых сверстников.
В настоящее время программа дополняется, корректируется и внедряется в образовательный процесс.
 Таким образом, подготовка к обучению в школе детей со сложной структурой дефекта осуществляется с целью оказания помощи на начальной ступени обучения в освоении необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы и адаптации в традиционной или специальной (коррекционной) системе обучения. Педагогический коллектив ОУ рассматривает предшкольную подготовку воспитанников с проблемами в развитии не как самоцель, а как одно из средств формирования социальной компетентности.


Список источников:
1. Г.М.Казакова Предшкольное образование детей в ДОУ: формы организации и примеры игровых занятий. Москва. Аркти. 2007.
2. Н.М.Борозинец, Е.В.Евмененко, О.Н.Полчанинова. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях предшкольного образования: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под редакцией Л.М.Шипициной. Санкт – Петербург. Речь 2005.
4. Л.С.Маркова Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. Москва. Аркти. 2002.