Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Вопросы развития дошкольного образования

А.Н.Саянина. Сетевое взаимодействие родителей и педагогов как форма сотрудничества с семьями детей в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования.


Автор: Саянина Анна Николаевна, ГБДОУ №1 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, старший воспитатель, стаж работы 22 года, первая квалификационная категория.


Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учитывая особенности сегодняшних семей, стараются искать и использовать новые эффективные формы работы с родителями, одной из таких форм является организация сетевого взаимодействия с родителями.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» (1, 2). Разработка новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволит достичь высокого качества образования детей дошкольного возраста, удовлетворить запросы родителей в интересах детей и тем самым создать то самое единое образовательное пространство для ребенка, посещающего детский сад.
В настоящее время введены в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655). Образовательная работа в ДОУ, в соответствии с этими требованиями, предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ - «…взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования…» (3).
Идея взаимодействия семьи и дошкольного учреждения заключается в том, что за воспитание детей, в соответствии с законодательством РФ, несут ответственность родители, но при этом, все остальные социальные институты призваны поддержать, помочь и дополнить их воспитательную деятельность. Сегодня на государственном уровне признается важность именно семейного воспитания, что, несомненно, требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие» и это самые актуальные на сегодняшний день понятия в дошкольной педагогике. Термин «взаимодействие», в контексте нашей темы, мы понимаем как совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. Сотрудничество – это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, не учеников, где нет места научению, контролю, указке как надо сделать. Таким образом, мы понимаем, что современный детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Мы уверены, что важным условием для решения озвученной задачи единения педагогов и родителей в интересах дошкольника, является создание такой формы общения между родителями и педагогами, которая обеспечит возможность ведения эффективного, доверительного и комфортного диалога. Такое общение между родителями и специалистами дошкольного учреждения возможно лишь в условиях неформальных форм взаимодействия. Такое общение позволит безболезненно, ненавязчиво вовлечь родителей в жизнь дошкольного учреждения, для того чтобы они стали активными помощниками, неформализованными участниками жизни своих детей.
Таким образом, понимая, необходимость организации неформального взаимодействия с родителями в рамках единого пространства развития ребенка, педагогам ДОУ необходимо отказаться от привычного монолога с родителями в пользу диалога. Используя такие современные формы взаимодействия как вечера вопросов и ответов, круглый стол, совместные неформальные праздники и развлечения, родительские клубы по интересам, выставки совместных работ родителей и детей, тренинги, воспитатели помогут родителям проявить свою родительскую активность, научиться ориентироваться в различных педагогических ситуациях, находить оптимальные решения.
Одной из современных, удобных, доступных форм является организация сетевого взаимодействия с родителями воспитанников. Сегодня практически каждое дошкольное образовательное учреждение пытается наладить более тесный контакт с родителями воспитанников. В связи с загруженностью, у многих родителей возникают проблемы с посещением родительских собраний, открытых мероприятий, поэтому использование в работе с родителями только традиционных форм становится не эффективным. В то же время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах, общаться с педагогами, со специалистами. В данной ситуации, педагоги и администрация образовательных учреждений пытаются найти выход, используя новые информационные технологии, в том числе Интернет. Анкетирование родителей, показывает, что свыше 80% родителей являются активными участниками различных социальных сетей. Поэтому, организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из современных, неформальных форм работы, показывающая качественные результаты и вызывающая в последнее время заслуженный интерес и у воспитателей дошкольных образовательных учреждений и у родителей воспитанников. Сетевое взаимодействие, в данном случае, мы трактуем как различные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве (Молякова Е.А., Русских Г.А). Сетевое взаимодействие с родителями в ДОУ может стать той формой коммуникации, которая позволит решать разнообразные педагогические проблемы посредством виртуального диалога с родителями, презентовать и оценить опыт педагогов ДОУ, повысить престиж учреждения. Сетевое взаимодействие с родителями в дошкольном образовательном учреждении можно рассматривать как среду, в которой любые образовательные учреждения, родители или педагоги могут взаимодействовать с другими учреждениями, родителями или педагогом по вопросам совместной работы (обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др.).
Преимущества сетевого взаимодействия: гибкость и доступность - возможность заниматься в удобное время, в удобном месте; адресность - деятельность ориентирована на индивидуальные потребности участников, реализуется дифференцированный подход; технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий; добровольность - вступление во взаимодействие, исходя из собственных убеждений.
Организуя такую форму работы с родителями, имеет смысл педагогам вместе с руководителем учреждения обсудить способы активного включения всех участников образовательного процесса в сетевое взаимодействие с использованием интернет-технологий, с целью создания инновационной модели сетевого взаимодействия педагогов ДОУ и родителей конкретного учреждения. Обычно, это созданный творческой группой сайт, где существует несколько разделов по интересам, по проблемам, которые есть необходимость или желание у воспитателей или родителей обсудить. Обязательной частью такого сайта является возможность обратной связи, обмена быстрыми сообщениями (блоги, форумы), возможность представлять материалы для обсуждения, обменяться опытом. При организации такой формы общения, необходимо учесть, что положительный опыт в процессе сетевого общения могут представлять не только педагоги, но и родители – «на равных», поскольку родители очень часто обладают богатейшим, очень полезным опытом воспитания и развития детей.
Учитывая, введенные в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, мы предлагаем систематизировать информацию, представленную в сети для родителей, в соответствии с образовательными областями. Такая структура позволит ознакомить родителей с современным содержанием образовательной работы в ДОУ, в соответствии с новыми требованиями, тем самым повысит их компетентность. Таким образом, наш сайт будет содержать десять страничек, соответствующих образовательным областям по ФГТ. Содержание каждого раздела будет зависеть от интересов педагогов и родителей конкретного дошкольного учреждения, его приоритетных задач, направлений деятельности. Отбор материалов для размещения целесообразно начать с тех вопросов, которые чаще всего интересуют родителей, что на начальном этапе позволит их привлечь к взаимодействию в сети. Отбирая материал для размещения, надо помнить, что информация должна быть четкой и очень конкретной; материалы должны быть написаны простым, доступным языком, следует избегать наукообразности в тексте; объем информации не должен быть объемным, т.к. большие тексты чаще всего не читаются в сети.

Примерная структура и содержание разделов для организации сетевого взаимодействия с родителями:
Раздел «Растем здоровыми» (образовательная область «здоровье»), здесь может быть размещена информация о воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, в зависимости от возраста, рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей и родителей. Обновляют эту информацию медработники и педагоги. Психолог учреждения может осветить в данном разделе вопросы, которые волнуют родителей, касающиеся укрепления и сохранения психического здоровья детей, дать конкретные рекомендации. Родители должны иметь возможность поделиться и обсудить свой опыт здоровьесбережения, получить он-лайн консультацию у специалистов.
Раздел «Безопасность детей в опасном мире» (образовательная область «безопасность») – здесь имеет смысл представить наглядную информацию об опасных для человека и окружающего мира ситуациях, это могут быть презентации, видеоролики, которые родители смогут посмотреть дома и обсудить вместе с детьми.
Раздел «Мир вокруг» (область «социализация»). В данном разделе педагоги рекомендуют игры, в которые могут играть родители с детьми дома, в дороге. Здесь может быть представлен положительный опыт, интересные семейные традиции, предложены игры самими родителями. Целесообразно в данном разделе консультирование психолога, других специалистов учреждения. Чаще всего в данном направлении родителей интересуют вопросы адаптации ребенка в ДОУ, проблемы общения со сверстниками, драчливость ребят или наоборот излишняя замкнутость.
Раздел «Воспитываем помощников» (образовательная область «труд»). Родители часто интересуются, когда и как начинать приучать детей к труду, какие приемы можно использовать, чтобы вызвать интерес у ребят, желание помогать. Здесь имеет смысл выкладывать фотографии, предлагать конкурсы, которые стимулируют и взрослых детей, которые будут помогать знакомить ребят с новыми профессиями и т.п.
Раздел «Познание» (образовательная область «познание») будет, наверное, самым обширным. Чаще всего родители хотят знать, что и в каком возрасте должен знать ребенок, когда и как его надо учить читать, считать, о чем с ребенком говорить, как построить свое общение, чтобы у ребенка развивался познавательный интерес к окружающему. Здесь специалисты могут ответить на вопросы, помочь увидеть проблему или ее отсутствие. В данном разделе имеет смысл представить видеоматериалы совместной деятельности воспитателей с детьми в ДОУ, фрагменты самостоятельной детской деятельности.
Раздел «Говорушка» (образовательная область «коммуникация»). В этом разделе родители получат ответы на вопросы, касающиеся развития речи ребенка, развития его коммуникативных навыков. Конечно, больше всего вопросов в этом разделе будет задано родителями логопеду, здесь он сможет дать конкретные задания, рекомендации.
Раздел «Читай-ка» (образовательная область «чтение художественной литературы»). На этой страничке воспитателям следует представить родителям списки рекомендованной литературы, по возрастам. Уместным будет представление и обсуждение родителями и педагогами новинок детской литературы, проведение литературных викторин, конкурсов.
Раздел «Мастерилка» (образовательная область «художественное творчество»). В этом разделе, для привлечения к взаимодействию родителей, можно представить рисунки детей, организовать выставки «юных художников», разместить мастер-классы педагогов и родителей по изготовлению поделок, аппликаций, что будет способствовать формированию интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности.
Раздел «ФизкультУРА» (область «физическая культура»). Руководитель физического воспитания представит родителям комплексы утренней зарядки, физкультминутки, другие материалы, способствующий формированию у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Родители могут разместить фотографии, рисунки, рассказы из опыта приобщения своих детей к физической культуре.
Раздел «Музыка» (область «музыка»). В данном разделе музыкальный руководитель может представить музыкальные файлы, для прослушивания с детьми дома, дать рекомендации как развивать музыкальные способности детей. Педагоги могут представить презентации, видео материалы, иллюстрации для домашних занятий. Музыкальный руководитель ответит на часто задаваемые вопросы родителей: «Когда учить детей музыке?», «Отдавать ли ребенка в музыкальную школу?» и другие.

Организация сетевого взаимодействия с родителями помогает решать актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых, включают родителей в педагогический процесс как равноправных и равноответственных партнеров. Такая форма работы с семьей призвана предупреждать возникновение проблем, конфликтов и помогать родителям в освоении продуктивных способов общения с ребенком.
Кроме того, привлекая к сетевому взаимодействию другие социальные институты (школа, другие детские сады, учреждения дополнительного образования, учреждения здравоохранения, общественные организации), детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Об эффективности работы, проводимой в рамках сетевого взаимодействия с родителями, свидетельствуют следующие факты: это - появление у родителей интереса к содержанию деятельности с детьми, возникновение дискуссий по инициативе родителей, увеличения количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира, повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.
Вместе с тем следует отметить, что организация сетевого взаимодействия ни в коем случае не может быть основной или тем более единственной формой работы с родителями. При всех преимуществах такой формы работы, следует отметить, что это далеко не единственная современная и эффективная форма работы с родителями воспитанников в детских садах. Запросы у родителей разные, степень желания получать информацию, помощь, просто обсуждать проблемы или достижения своих детей у всех разная. Низкая заинтересованность родителей чаще всего объясняется отсутствием свободного времени, загруженностью, недостаточным уровнем педагогических знаний, а зачастую и просто нежеланием заниматься воспитанием и развитием ребенка. В таких случаях администрации дошкольного учреждения имеет смысл подбирать формы взаимодействия с такими родителями индивидуально, чтобы иметь возможность ненавязчиво, тактично общаться и решать вопросы развития детей.
Важно помнить, что если в организованной педагогической системе дошкольного учреждения нет места семье, такая система никогда не сможет быть в полной мере эффективной, полезной для ребенка! В случаях, когда детский сад и семья не могут найти эффективных средств для общения, когда они закрыты друг для друга, ребёнок страдает, оказываясь как бы между двух не сообщающихся систем. Чтобы этого избежать, необходимо и воспитателям и родителям настроиться на доброжелательность, доверие и взаимопонимание, и тогда ребенок будет развиваться в едином пространстве добра и успеха. Такое единое пространство, несомненно, поможет полнейшему раскрытию его талантов, способностей, сделает его успешным на следующих этапах обучения, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!


Список источников. 
1.Закон РФ «Об образовании» ред. от 28.02.2012.
2.Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655.
4.Л.Е.Осипова. Работа детского сада с семьей. - М. : Издательство Скрипторий, 2008.
5.Ю.В.Микляева. К вопросу о педагогической культуре родителей. //Ребенок в детском саду.-2005 - №3
6.О.В.Фролова. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района // Методист. - 2009. -№1.
7.Е.Якушкина. Какие сетевые сообщества нужны педагогам? // Народное образование. - 2009. - №4.
8.Н.Н.Давыдова. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений. // Муниципальное образование: инновации и эксперименты в школе. 2010. - №1