СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Кузнецова Ирина Фёдоровна, ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель истории и обществознания, стаж работы 20 лет, высшая квалификационная категория. |
Необходимость гуманизации образования и глобальная информатизация ставит учителя перед вопросом – как в потоке разнообразной информации, подчас грязной и циничной, растить высоконравственную личность, развивать духовные качества. Личностно-ориентированная педагогическая технология помогает разрешить эту проблему, о чем я и попыталась рассказать в данной статье.
На долю каждого ученика за время обучения в школе выпадает почти 800 уроков истории и обществознания. Не все дети любят учиться. Одни ходят в школу с удовольствием, другие приходят «отсидеться» - лишь бы их не трогали. Как сделать так, чтобы у ученика появилась потребность учиться, а, выходя со звонком из кабинета, ученик захотел сказать учителю: «Спасибо за урок»?
В наше время школа перестаёт быть центром жизни ученика, учитель – уже не главный человек в его жизни. СМИ и Интернет стали важнейшим источником информации. Вот почему я считаю, что миссия учителя в наше время – стать проводником между учеником и тысячелетним опытом человечества. Роль учителя истории особенно важна. В наше время усиления гуманизации образования учитель истории – не носитель бесспорных истин и догм, а источник интересной информации к размышлению, равноправный участник дискуссии, помощник в выборе оценки исторических событий. Как сделать процесс исторического образования интересным каждому ученику? Этот вопрос, который я задавала себе ещё в студенческие годы, продолжаю задавать и сейчас, готовясь к каждому уроку. На вопрос «как?» отвечают педагогические технологии.
Модернизацию образования невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий. Они становятся основой современного образования. С 2005 года школа № 427 реализует Программу развития «Школа информационной культуры». В школе создана хорошая материальная база для применения ИКТ на уроках. Я активно применяю на своих уроках мультимедийные технологии. Это позволяет заинтересовать учеников в обучении, повысить темп урока, сделать урок более ярким и интересным. Работа в этом направлении ведётся в разнообразных формах:
Рисунок № 1. Страница из электронного приложения к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С Свенцицкой. История Древнего мира: учебник для 5 класса. М: Просвещение, 2008 г.
При подготовке уроков я использую и материал сети Интернет: www.edu.ru, http://festival.1september.ru, http://www.zavuch.info, http://www.uchportal.ru и др.
ИКТ имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые позволяют:
Осуществляя процесс информатизации в образовании, нужно помнить о необходимости усиления гуманитарной составляющей школы, в основе которой лежат интересы, запросы и возможности каждого отдельного ученика. Ведь компьютер никогда не заменит живое общение учителя и ученика. Системообразующий фактор урока – это человек гуманный, размышляющий о своём месте в мире, а не винтик в системе. Вот почему, осуществляя процесс информатизации в образовании, нужно помнить о необходимости усиления гуманизации образования, в основе которой интересы, запросы и возможности каждого отдельного ученика.
Что же конкретно предполагает гуманизация образования?
Гуманизация образования означает уважение и принятие ученика как Личности; обязательный учёт интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей, ориентация образования на запросы и предпочтения общества и личности.
Класс | Предмет | Тема урока | Примеры заданий с применением личного социального опыта учащихся |
6 | Обществознание | Особый возраст - отрочество | Мини-сочинение «Я чувствую себя взрослым» («Я чувствую себя ребёнком») |
6 | Обществознание | Россия – многонациональная страна | Составление памятки «Как жить непохожему на других?» |
8 | История | Общественное движение 40-х г. XIX в. | Группа «славянофилов»: составление славянского словаря иностранных слов в русском языке |
10 | Обществознание | Социальный статус и социальная роль | Составление личного статусного набора социальных характеристик |
11 | История | СССР в период перестройки | Интервью у родителей: «О чём я думал в те годы?» |
Одно из заданий хочу прокомментировать. На уроке обществознания в 6 классе по теме «Особый возраст – отрочество» - ставлю проблему: какой он, подросток? Затем прошу написать ребят мини-сочинение: «В чём я чувствую себя уже взрослым, а в чём ещё ребёнком». Одна ученица написала следующее: «Я чувствую себя взрослой, так как многое делаю самостоятельно, помогаю родителям, я очень ответственный человек. Я чувствую себя ребёнком, так как у меня нет ещё полноценного образования, нет собственных заработанных денег, а в голове ещё всякие детские мысли и желания».
Такие задания позволяют развивать рефлексию, толерантность, заставляют детей проанализировать свои умения и навыки. Далее по ходу урока, работая с учебником и компьютерной презентацией, мы с ребятами составляем список особенностей подросткового возраста, обсуждаем их. В конце урока ребята составляют синквейн по теме урока. Та же девочка написала:
Подросток:
Нескладный, противоречивый
Гуляет, стремится, подражает.
Симпатизирует противоположному полу.
Сложный возраст…
Так, используя личный социальный опыт учащихся, данная технология позволяет решать сложные педагогические задачи.
Таким образом, основная идея гуманизации образования в условиях глобальной информатизации состоит в том, чтобы приблизить образование к запросам личности, её психологии.
Ещё один способ формирования устойчивого интереса к урокам истории и обществознания – проведение интегрированных уроков. На этих уроках происходит взаимообогащение учителей методиками и приёмами, а ученики получают возможность раскрыться с другой стороны перед учителем. Может этот ребёнок – чистый «технарь», который не проявлял себя в гуманитарных предметах, а эта скромная девочка, которая никогда не выступала, увлечена живописью. Каждый может проявит свой талант. В результате раздвигаются границы мира, создаётся целостная его картина и отдельные предметные знания выстраиваются в систему.
Таблица № 2. Примеры интегрированных уроков .
Тема урока | Класс | Интегрированные предметы |
«Серебряный век в русской культуре» | 11 | История – литература |
«Олимпийские игры в Древней Греции» | 5 | История - физическая культура |
«Расстрелянная наука» (Культура СССР в 30-е г) | 9 и 11 | История - биология-физика |
«Гроза Двенадцатого года» (Отечественная война в исторических документах и литературе) | 10 | История - литература |
800 уроков истории и обществознания выпадает на долю каждого школьника. 17500 уроков за 20 лет педагогической деятельности провела я. Было разное. Не всегда я слышала «Спасибо за урок», но горящие детские глаза, многочисленные вопросы, возникающие у ребят, желание получить личное дополнительное задание на дом – лучшая награда учителю за его труд.