Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Опыт модернизации форм и содержания образования

И.Ф.Кузнецова. Гуманизация образования в условиях глобальной информатизации.


Автор: Кузнецова Ирина Фёдоровна, ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель истории и обществознания, стаж работы 20 лет, высшая квалификационная категория.


   Необходимость гуманизации образования и глобальная информатизация ставит учителя перед вопросом – как в потоке разнообразной информации, подчас грязной и циничной, растить высоконравственную личность, развивать духовные качества. Личностно-ориентированная педагогическая технология помогает разрешить эту проблему, о чем я и попыталась рассказать в данной статье.

   На долю каждого ученика за время обучения в школе выпадает почти 800 уроков истории и обществознания. Не все дети любят учиться. Одни ходят в школу с удовольствием, другие приходят «отсидеться» - лишь бы их не трогали. Как сделать так, чтобы у ученика появилась потребность учиться, а, выходя со звонком из кабинета, ученик захотел сказать учителю: «Спасибо за урок»?
   В наше время школа перестаёт быть центром жизни ученика, учитель – уже не главный человек в его жизни. СМИ и Интернет стали важнейшим источником информации. Вот почему я считаю, что миссия учителя в наше время – стать проводником между учеником и тысячелетним опытом человечества. Роль учителя истории особенно важна. В наше время усиления гуманизации образования учитель истории – не носитель бесспорных истин и догм, а источник интересной информации к размышлению, равноправный участник дискуссии, помощник в выборе оценки исторических событий. Как сделать процесс исторического образования интересным каждому ученику? Этот вопрос, который я задавала себе ещё в студенческие годы, продолжаю задавать и сейчас, готовясь к каждому уроку. На вопрос «как?» отвечают педагогические технологии.
   Модернизацию образования невозможно представить без применения  информационно-коммуникативных технологий. Они становятся основой современного образования. С 2005 года школа № 427 реализует Программу развития «Школа информационной культуры». В школе создана хорошая материальная база для применения ИКТ на уроках. Я активно применяю на своих уроках мультимедийные технологии. Это позволяет заинтересовать учеников в обучении, повысить темп урока, сделать урок более ярким и интересным. Работа в этом направлении ведётся в разнообразных формах:

  1. Создание и использование на уроках компьютерных презентаций по многим темам истории и обществознания
  2. Создание презентаций учащимися по отдельным вопросам темы урока в качестве домашнего задания, что стимулирует интерес учеников к предмету, заставляет творчески мыслить, побуждает к исследовательской деятельности
  3. Использование электронных приложений к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. История Древнего мира: учебник для 5 класса. М: Просвещение, 2008 г. и приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России – учебник для 7 класса. М: Просвещение, 2010 г.. Интересные интерактивные задания, богатый справочный материал, мини-презентации, содержащиеся в этих пособиях, активизируют познавательную деятельность учащихся на уроках.



Рисунок № 1. Страница из электронного приложения к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С Свенцицкой. История Древнего мира: учебник для 5 класса. М: Просвещение, 2008 г.


Рисунок № 2. Страница электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России. Учебник для 7 класса. М: Просвещение, 2010.
  1. Использование богатейшего материала электронного учебника Т.С.Антоновой и др. История России XX века. КЛИО СОФТ в виде ярких, красочно иллюстрированных, эмоционально насыщенных интерактивных лекций.
  2. Использование образовательного комплекса 1С: Образование. История России в 4-х частях, содержащего подборку интерактивных таблиц и схем, анимированных карт и позволяющего изучит отдельные аспекты истории в наглядной и легко запоминающейся форме.

 
Рисунок № 3. Интерактивная карта «Раздробленность Руси» из образовательного комплекса 1С: Образование. История России, часть 1. 
  1. Использование возможностей интерактивной доски, которой оснащён кабинет истории

При подготовке уроков я использую и материал сети Интернет: www.edu.ru, http://festival.1september.ru, http://www.zavuch.info, http://www.uchportal.ru и др.

ИКТ имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые позволяют:

  1. заинтересовать учеников в обучении;
  2. повысить темп урока,
  3. сделать урок более ярким и интересным,
  4. сделать обучение более эффективным, современным,
  5. воздействовать на все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера,
  6. помочь учащимся более эмоционально воспринимать исторические события, а не только усваивать знания на теоретическом уровне.

   Осуществляя процесс информатизации в образовании, нужно помнить о необходимости усиления гуманитарной составляющей школы, в основе которой лежат интересы, запросы и возможности каждого отдельного ученика. Ведь компьютер никогда не заменит живое общение учителя и ученика. Системообразующий фактор урока – это человек гуманный, размышляющий о своём месте в мире, а не винтик в системе. Вот почему, осуществляя процесс информатизации в образовании, нужно помнить о необходимости усиления гуманизации образования, в основе которой интересы, запросы и возможности каждого отдельного ученика.
   Что же конкретно предполагает гуманизация образования?
   Гуманизация образования означает уважение и принятие ученика как Личности; обязательный учёт интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей, ориентация образования на запросы и предпочтения общества и личности.

   Наша школа – обычная школа, без углублённого изучения предметов, с неоднородным контингентом учащихся. Каждый год мы выпускаем медалистов, но в каждом классе есть ребята из так называемой «группы риска». Вот почему технология личностно-ориентированного обучения одна из самых важных в моей практике. Личностно-ориентированная технология позволяет создать атмосферу психологического комфорта для каждого ученика и ощущение реальной достижимости цели именно для него, желание получить адекватную его достижениям оценку результатов его деятельности. Каждая личность имеет свои интересы, свои способности. Одним из составляющих элементов данной технологии является использование личного социального опыта ученика, с методикой которого я познакомилась на курсах повышения квалификации благодаря учителю обществознания Санкт-Петербурга, автору учебников по обществознанию Соболевой Ольге Борисовне. Интересная методика изучения социологического блока в 10 классе помогла и мне успешно применять такую методику на уроках. Уроки строятся по принципу «практика-теория-практика», дающему возможность через личное практическое задание лучше освоить теоретический материал и затем обобщить его в решении новых практических заданий:

     Вот примеры некоторых таких заданий, которые я использую в своей практике:

   Таблица № 1. Использование личного социального опыта учеников на уроках истории и обществознания.
Класс
Предмет
Тема урока
Примеры заданий с применением личного социального опыта учащихся
6
ОбществознаниеОсобый возраст - отрочествоМини-сочинение «Я чувствую себя взрослым» («Я чувствую себя ребёнком»)
6
ОбществознаниеРоссия – многонациональная странаСоставление памятки «Как жить непохожему на других?»
8
ИсторияОбщественное движение 40-х г. XIX в.

Группа «славянофилов»: составление славянского словаря иностранных слов в русском языке

10
ОбществознаниеСоциальный статус и социальная рольСоставление личного статусного набора социальных характеристик
11
ИсторияСССР в период перестройкиИнтервью у родителей: «О чём я думал в те годы?»

   Одно из заданий хочу прокомментировать. На уроке обществознания в 6 классе по теме «Особый возраст – отрочество» - ставлю проблему: какой он, подросток? Затем прошу написать ребят мини-сочинение: «В чём я чувствую себя уже взрослым, а в чём ещё ребёнком». Одна ученица написала следующее: «Я чувствую себя взрослой, так как многое делаю самостоятельно, помогаю родителям, я очень ответственный человек. Я чувствую себя ребёнком, так как у меня нет ещё полноценного образования, нет собственных заработанных денег, а в голове ещё всякие детские мысли и желания».
   Такие задания позволяют развивать рефлексию, толерантность, заставляют детей проанализировать свои умения и навыки. Далее по ходу урока, работая с учебником и компьютерной презентацией, мы с ребятами составляем список особенностей подросткового возраста, обсуждаем их. В конце урока ребята составляют синквейн по теме урока. Та же девочка написала:

Подросток:
Нескладный, противоречивый
Гуляет, стремится, подражает.
Симпатизирует противоположному полу.
Сложный возраст…

   Так, используя личный социальный опыт учащихся, данная технология позволяет решать сложные педагогические задачи.
   Таким образом, основная идея гуманизации образования в условиях глобальной информатизации состоит в том, чтобы приблизить образование к запросам личности, её психологии.
   Ещё один способ формирования устойчивого интереса к урокам истории и обществознания – проведение интегрированных уроков. На этих уроках происходит взаимообогащение учителей методиками и приёмами, а ученики получают возможность раскрыться с другой стороны перед учителем. Может этот ребёнок – чистый «технарь», который не проявлял себя в гуманитарных предметах, а эта скромная девочка, которая никогда не выступала, увлечена живописью. Каждый может проявит свой талант. В результате раздвигаются границы мира, создаётся целостная его картина и отдельные предметные знания выстраиваются в систему.

   Таблица № 2. Примеры интегрированных уроков .

Тема урока
Класс
Интегрированные предметы

«Серебряный век в русской культуре»

11
История – литература

«Олимпийские игры в Древней Греции»

5
История - физическая культура

«Расстрелянная наука» (Культура СССР в 30-е г)

9 и 11

История - биология-физика

«Гроза Двенадцатого года» (Отечественная
война в исторических документах и литературе)
10
История - литература

   800 уроков истории и обществознания выпадает на долю каждого школьника. 17500 уроков за 20 лет педагогической деятельности провела я. Было разное. Не всегда я слышала «Спасибо за урок», но горящие детские глаза, многочисленные вопросы, возникающие у ребят, желание получить личное дополнительное задание на дом – лучшая награда учителю за его труд.