Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Проблемы развития образовательных систем

В.А. Токарева. Модель оценки качества районной системы образования.


Автор: Токарева Виктория Алексеевна, ГБОУ ИМЦ Кронштадтского района Санкт–Петербурга, стаж работы 23 года, высшая квалификационная категория.

Характеристики оценивания, предлагаемые текущей реформой

Озабоченность качеством образования немедленно порождает вопрос об оценивании, так как необходимы некоторые формы оценки элементов системы образования прежде, чем можно сказать о его качестве. Текущее развитие реформ идет далее и определяет три характеристики оценивания, которые могут влиять на качество. Во-первых, акцент делается на результатах. Во-вторых, оценивание, которое проводится (и, возможно, возлагается как обязанность) внешними органами. И, в-третьих, ожидается, что оценка будет действовать как рычаг реформы.

Ориентация на конечный результат.

В прошлом, хотя были исключения, основное внимание при оценке качества образования уделялось вкладу в процесс (например, уровень активности учащихся, материально-техническая база, учебные материалы, книги и подготовка учителей). Это уже не так, может быть во многих странах. Сегодня многие комментаторы и политики сосредотачиваются на результатах образования. Приобретают ли учащиеся в результате воздействия на них школьного образования необходимые знания, навыки, поведение и взгляды? Эта озабоченность понятна, учитывая, что систематическая объективная информация о процессе обучения в системе образования предоставляется довольно редко, хотя необходимость ее для различных целей ясна.

Политики и руководители, например, могут нуждаться в информации, которая помогла бы им получить представление о достаточности достижений учащихся в системе образования, или они могут нуждаться в исходных данных о достижениях, по которым можно оценивать прогресс в программе образовательной реформы, или данных, которые позволили бы им документировать демографические изменения. Учителя могут испытывать потребность в информации о достижениях в системе образования, с которыми можно сравнивать достижения своих учащихся или оценивать эффективность их обучения.

Использование оценивания для повышения качества образования

Один из самых важных знаков озабоченности результатами обучения можно найти в документе, принятом на Всемирной конференции по образованию для всех в Джомтьене, Таиланд, в марте 1990 года, в котором говорится, что предоставление базового образования для всех имеет смысл только, если дети на самом деле приобретают полезные знания, способность логически мыслить, навыки и жизненные ценности. Как следствие, в статье 4 Всемирной декларации об Образовании для всех (1990) заявлено, что в центре внимания базового образования должен быть «фактически приобретенный результат обучения, а не только участие в организованных программах и получение сертификатов» (стр. 5). Дакарский план действий (2000), созданный после 10-летнего периода после Джомтьена, вновь подчеркнул важность «четкого определения и точной оценки результатов обучения (включая знания, навыки, мировоззрение и жизненные ценности» так как правительства работают над обеспечением высококачественного базового образования для всех (ЮНЕСКО, 2000).

Четыре момента могут давать основание для озабоченности результатами образования. Во-первых, многие учащиеся (особенно с коротким образованием), кажется, получают мало пользы от их образовательного опыта. Исследование ситуации в Бангладеш показало, например, что лишь немногим более одной трети закончивших начальную школу, достигают минимального уровня компетентности в основных навыках обучения (чтение, письмо и математика) (Greaney, Khandker and Alam, 1998). Во-вторых, качество обучения ухудшается во многих странах, хотя доказательств в поддержку этого утверждения, как правило, нет. Тем не менее, утверждается, что ухудшение неизбежно в ситуации, когда имеется меньше ресурсов на одного учащегося, снижается финансирование, а число учащихся увеличивается. В-третьих, принимая во внимание важность образования в экономической реформе и необходимости подготовки обучаемых в соответствии с требованиями рабочего места, есть опасения, что компетенции, приобретенные учащимся в системе образования даже в течение долгого времени, могут быть недостаточными для обеспечения конкурентоспособности и удовлетворения потребностей глобальной экономики в информационной среде двадцать первого века.

Наконец, министерство образования, как и другие государственные министерства, все чаще ищет доказательства результативности их значительных инвестиций.

Характеристики оценивания в предложениях текущей реформы

Акцент на внешней оценке

Второй особенностью нынешних реформ в оценивании является то, что большинство ресурсов было вложено во внешнюю оценку работы школы. Есть несколько причин. Во-первых, такая оценка может быть проведена по указанию извне и не нужно полностью полагаться на школы для ее осуществления. Во-вторых, программа оценивания может быть разработана и внедрена в относительно короткий период времени. В-третьих, такая программа является недорогой по сравнению, например, со снижением наполняемости класса или реализацией изменений программы, которые могут повлечь за собой значительные требования к профессиональному росту учителей. В-четвертых, это окажет давление на школы и улучшит их, если делать результаты оценивания публичными и даже сообщать о них в прессе. В-пятых, политики могут рассчитывать на некоторое улучшение результатов тестов с течением времени в результате повышенного внимания в школах к области оценивания. Тем не менее, это изменение не будет обязательно сопровождаться улучшением в более широком смысле (например: способность решать проблемы, исследовательские навыки) показателей, которые были целью мониторинга (Linn, 1983, 2000; Торранс, 1997).

Наконец, во многих странах, органы образования гарантировали предоставление большей свободы для отдельных школ в управлении своими собственными делами, в отличие от постоянной необходимости вести переговоры с профсоюзами даже о небольших изменениях в практике, теряя контроль над тем, что происходит в школах. Эрозия роли школьных инспекций иллюстрирует эту тенденцию. В таких ситуациях, технический прогресс (особенно связанный с оценкой и обработкой больших объемов данных, оперативно и недорого) предоставил средства создания альтернативной системы отчетности на основе достижений учащихся.

Оценивание как рычаг реформы

Третьей особенностью нынешних реформ является то, что оценивание считается не только средством получения информации о системе образовании, но и рычагом реформ (Madaus и Kellaghan, 1992; Popham, 1987). Таким образом, оцениванию приписывается активная роль, которая сознательно используются в учебном процессе с целью изменения поведения учителя и классных инструкций, что, в свою очередь, как ожидается, приведет к повышению уровня обучения учащихся.

Использование оценивания для повышения качества образования

Использование оценки в качестве рычага изменения порождает ряд вопросов.

Во-первых, оценка политики, если она хочет быть эффективной, должна быть связана и быть в соответствии с политикой в отношении других учебных механизмов руководства в системе образования (например, учебные программы, другие процедуры оценки, педагогическое образование, учебники). Во-вторых, информация о результатах оценивания должна быть доступна без неоправданной задержки в простой и понятной форме, конечно, руководителям образования, вероятно, в школах, и, возможно, для широкой публики. В-третьих, вопрос об ответственности (как отмечено выше) будет возникать за использование информации.

Возможны два варианта. Министерство образования может принять основную ответственность за стандарты и использовать оценочную информацию и принимать решение о размещении ресурсов. С другой стороны, школы могут быть ответственными в первую очередь, с расчетом, что они будут предпринимать любые необходимые действия. Заключительное оценивание имеет много значений и способов использования. Текущая реформа, однако, определяет характеристики оценивания, которые могут влиять на качество образования: в центре внимания достижения учащихся; внешняя оценка работы школы и ожидание того, что оценка будет действовать как рычаг реформы. Все три характеристики касаются национального и международного оценивания.

Заключение

Оценка имеет много значений и способов использования. Текущие реформы определяют характеристики оценивания, которые могут влиять на качество образования: в центре внимания достижения учащихся; внешняя оценка работы школы, и ожидание того, что оценивание будет действовать как рычаг реформы. Все три характеристики относятся к оценке национальных и международных оцениваний.

Список литературы:

  1. Международный институт планирования образования
    http://www.unesco.org/iiep
  1. Центра оценки качества образования И МО С РАО
    http://www.centeroko.ru
  1. Международный координационный центр
    http://timssandpirls.bc
  1. Использование оценки для улучшения качества образования /Paris/2001/UNESCO
    http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001262/126231e.pdf